СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО СЕВЕРА – БЕЗ ГРАНИЦ
Ежегодно на Таймыре проходит международный пленэр, организатором которого выступает Таймырский Дом народного творчества. В этом году 11 художников из Финляндии, Исландии, Красноярска, Норильска и Таймыра собрались на несколько дней в Тухардской тундре, чтобы запечатлеть первозданный быт и неповторимую национальную культуру северян.
«Современное искусство Севера – без границ» – так называется проект, который направлен на создание общего международного культурного пространства, а также популяризацию и пропаганду современного искусства коренных малочисленных этносов Севера Красноярского края. Проект является продолжением достигнутых результатов на XIII Российско-финляндского культурного форума, который проходил в финском городе Йоэнсуу в октябре 2012 года.
В рамках этого проекта и состоялся международный пленэр в условиях кочевания по тундре с участием художников Севера Красноярского края и Скандинавских стран. Благодаря такому творческому путешествию художники разных школ и направлений хотя бы на короткое время смогли соприкоснуться с духом Севера и тундры, о котором когда-то стремился рассказать миру первый профессиональный долганский художник Борис Молчанов.
Итогом пленэра стала экспресс-выставка. Несмотря на то, что поездка длилась всего пять дней, за это время художники успели сделать многое. Например, Елена Ильянкова разместила на стене выставочного зала Таймырского Дома народного творчества два десятка живописных картин.
Художники показали зрителям те эскизы, этюды и наброски, которые они сделали непосредственно в тундре, стараясь уловить и передать на бумаге, холстах и картонках настроения природы и людей во вступающей в лето тундре. Эти бесценные наброски каждому из них будут служить мотивом для создания больших полотен, показывающих Таймыр в его первозданности и неповторимости.
Об этом на открытии экспресс-выставки говорил и Григорий Дюкарев, председатель Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра:
Проект экспедиции был задуман еще в 2012 году и рассчитан на осуществление в несколько этапов до 2018 года. Первая поездка в тундру состоялась в 2013 году и стала поводом для создания художниками картин, украшающих теперь престижные залы галерей в России и за рубежом. Поэтому новый походный пленэр для художников стал нетерпеливо ожидаемым.
Организаторам пришлось немало потрудиться, чтобы собрать команду единомышленников, устроить их приезд, проживание и комфортные условия для творчества. А это серьезные средства, которыми обеспечили и грант министерства культуры России, и администрация Таймырского муниципального района, и сам Таймырский Дом народного творчества. Трудности заключались и в состыковках всех транспортных составляющих, необходимых для того, чтобы экспедиция в полном составе оказалась в нужное время в нужном месте.
Проводником в мир оленеводов стала Анна Яроцкая – прекрасная мастерица и, как оказалось, великолепный знаток тонкостей национальной кухни. Ее маленькая дочка Стелла тоже стала участником экспедиции, внося в работу взрослых веселое оживление. Возглавила международную команду директор Главного Чума Любовь Попова, для которой поездка вместила не только сбор материала для ее будущих «чумовых» картинок, но и ответственность за все происходящее.
Художники слетелись в Дудинку, всех встретили, разместили, обеспечили переводчиками для межнационального общения, и пленэр двинулся дальше. Катер «Сириус», оленьи упряжки, которые доставили гостей тундры в самое ее сердце, к стойбищу оленеводов бригады №4 (название осталось в наследство от советских времен) – путешествие шло по плану.
Однако без непредвиденных ситуаций не обошлось. Из-за нелетной погоды задержалась с прилетом переводчица Писто Йоханна. На день ее отсутствия пришлось искать замену – переводчиками стали таймырские школьники Даниил Макхаев и Валентина Артемьева.
Из-за этой задержки сдвинулась вся транспортная цепочка. Но коллективу Главного Чума не впервой сталкиваться с неожиданностями и оперативно ориентироваться в ситуации. К тому же, все переживания организаторов в полной мере окупились восторженными отзывами художников, вернувшихся из экспедиции.
Путешественников приветливо встретило стойбище большой семьи известного оленевода Александра Тоги. В трех чумах разместились семьи его дочери Любы и зятя Дмитрия, а также двух сыновей Евгения и Максима. За дни пленэра художники познакомились со множеством замечательных внуков Александра Иосифовича: Пашой, Дианой, Славой, Викой, Эллиной, Марком, Костей, Гришей, Юлей и Сашей.
До оленеводческой бригады №4 художники добрались на оленьих упряжках, которые подобрали их на берегу реки Малая Хетта после долгого ночного ожидания под проливным дождем. А до живописных берегов, по Енисею, путешественников доставил небольшой катер «Сириус». Затем четыре дня команда катера ждала возвращения художников из тундры.
Хозяева стойбища по случаю приезда гостей забили оленя, глава семьи Александр Тоги снабдил экспедицию рыбой, Анна Яроцкая готовила для всей приехавших национальные ненецкие блюда. Гости спали в чумах и палатках, а днем разбредались с этюдниками и красками по тундре, находя свою натуру.
«Я был впервые в глубокой тундре и увидел прямые отношения человека с природой. Это для меня открытие некоей новой формулы человеческой жизни, отношений человека и космоса. Существование в чуме, среди оленей – одна из моделей жизни, выработанной веками. И в то же время в нее не менее гармонично вплетается современность. Мы увидели, что для детей, играющих с собаками и маутами, также естественно засесть в чуме за ноутбук с компьютерными играми.
То, что мы успели набросать на холстах и листах, – только памятные заметки. Полученные впечатления начинают работать со временем, после осмысления и «остывания» от поездки. Ведь произведение искусства – это то, что несет энергетический заряд. Композиция, пятно, цвет, энергия – все вбивается в холст. Как рождается картина? Это идет от состояния, в котором находится художник и от того, что его окружает. Когда не думаешь о красках – поешь, как поется», –говорит художник Константин Войнов.
Для норильчанина Юрия Афонова тундровая тематика давно стала главной:
«Мне приходилось бывать в разных уголках Таймыра, – говорит он. – Но новые впечатления всегда просто необходимы. На этот раз нам очень повезло с погодой. Она все время менялась, и все вокруг менялось каждый час. Иностранные художники удивлялись этой скоростной смене настроений природы, но все переносили просто нордически стойко. Они тяготеют к дизайну как все европейское искусство. Там современное искусство в свободном полете. Это мы и увидели в их работах.
То, что мы привезли из тундры – рабочий материал, он призван помочь рождению станковой живописи. Многое остается в мозгах, голове, глазах. А наброски напоминают состояние. Ведь там рисуешь, а вокруг кипит жизнь. Дети носятся, обматывают меня арканом, хотят рисовать, комментируют то, что появляется на холсте. Я поставил картинку в чуме, а к ней привалилась собака. К тому месту, где было небо. Бок у нее сразу стал голубым. Так в стойбище появилась небесная собака. А на моем холсте остались шерстинки…»
Замечательным было общение художников друг с другом и с тундровиками. Случались и какие-то помехи, но очарования тундрой для живописцев и мастеров было неизмеримо больше. Немало выявилось такого, что поражало городских жителей. Например, умение тундровиков ориентироваться в тундре, где, казалось бы, нет никаких ориентиров. Где даже семилетний мальчишка смог стать каюром и безошибочно привести упряжку от берега Хеты к родному стойбищу. Или ответ старшего Тоги на вопрос о завтрашней погоде. Он сказал: «Посмотрите в мои глаза. Вы сейчас не увидите в них зрачков. Значит, завтра будет солнечный день».
И действительно, на другой день солнце было таким, что у художников обгорели носы и руки. Они увидели, сколько усилий требуется для того, чтобы отловить оленей для пяти упряжек. Поняли, что в тундре каждая минута должна быть наполнена делом – иначе там не выжить.
Художники с удивлением и радостью впитывали новые ощущения и вернулись духовно обогащенными и благодарными Главному Чуму Таймыра, который прочными нитями связал их с тухардской тундрой, где правила жизни диктует природа и где хранятся традиции предков коренных северян.
Значение этого международного пленэра трудно переоценить. Он будет еще долго проявляться в мыслях всех его участников и причастных к его организации и осуществлению, в их взаимоотношениях, новых замыслах и картинах художников. Юрий Афонов перед отъездом сказал:
Дружная международная команда искренне благодарит семьи многочисленных Тоги и Силкиных, которые гостеприимно распахнули для них пологи своих чумов и волшебство Тухардской тундры.
Международная команда также благодарит за помощь в организации поездки главу Таймырского муниципального района Сергея Ткаченко, начальника управления ГО и ЧС ТМР Андрея Шопина, капитана катера «Сириус» Анатолия Разумейко и его помощника рулевого-моториста Виктора Гончара.
Новость подготовила Любовь Попова, директор Таймырского Дома народного творчества