ЕЛЕНА МИРОНЕНКО: «НАЙТИ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ОБЛАДАЕТ ТЕМ ЖЕ КУЛЬТУРНЫМ КОДОМ, ЧТО И ВЫ, СТАНОВИТСЯ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО»
Министр культуры Красноярского края Елена Мироненко посетила территорию инициативной молодежи «Бирюса», где встретилась с представителями смены «Молодые профессионалы», среди которых были участники дружины «Молодые работники культуры».
Елена Мироненко выступила с лекцией «Культурный код. Эра безумия», посвященной современной культуре и информационной политике в мире и, в частности, в регионе. На конкретных примерах министр показала, как формируется представление о Красноярском крае и его культуре, какие инструменты она использует в своей работе для создания бренда региона, а также рассказала о новом типе человека, буме иммерсивного театра и глобальном одиночестве. Культура24 публикует выжимки из этой лекции.
Почему «Эра безумия»?
Эта тема у меня возникла случайно. Все стремительно меняется в нашем мире, давать какие-то системные установки молодому поколению, мне кажется, не совсем правильно. А вот показать, какими возможностями обладает современный мир, возможно, будет интересно.
О культурном коде:
Культурный код складывается длительное время. Каждая эпоха обладала определенным набором традиций. Недавно в Шушенском прошел фестиваль «МИР Сибири» – почему он стал так популярен? Дело в том, что, несмотря на появление различных способов передачи информации, тема музыки и передачи из уст в уста народных традиций и культуры остается по-прежнему востребованной. Это тот самый типичный культурный код, который присутствует практически у каждого народа. И в любой стране вы всегда будете воспринимать себя как человека с определенным культурным кодом. На него всегда влияет климат и география. Если, к примеру, климат суровый, то и характер у человека будет настроен на то, чтобы преодолевать трудности. Все замечали, путешествуя по жарким странам, что жители там более расслабленные. Так же и сибиряка мы узнаем в любой толпе – это открытые люди, но одновременно жесткие; гостеприимные, быстрые, целеустремленные, быстроговорящие. Переезжая в любую страну или в любой регион, где есть другой климат, мы попадаем в ситуацию, когда наш культурный код не совпадает с местным.
Фото: vk.com/biryusa_tim
О традиционной культуре, которая «всегда с нами»:
Можно предпринимать много усилий для того, чтобы изменить свой культурный код. Но если большую часть жизни вы прожили в определенном климате, то изменить себя будет крайне сложно. Наши колыбельные, сказки, быт и среда формируют ту или иную установку, которая в дальнейшем всегда влияет на принятие любых жизненных решений. Это та самая народная культура. Сергей Старостин, председатель жюри фестиваля «МИР Сибири», называет это традиционной культурой, потому что она складывалась годами, передавалась из поколения в поколение. Хотим мы того или нет, но определенный культурный код всегда будет с нами.
О том, почему люди одиноки:
Вплоть до распада СССР все было достаточно просто. В Советском Союзе культурный код людей совпадал – все смотрели примерно одни и те же фильмы, читали примерно одни и те же книги, был и список запрещенной литературы. Посещать другие страны не представлялось возможным для основной массы населения. Поэтому культурный код был примерно одинаковым.
Это было хорошо с точки зрения общества, которое чувствовало себя единым целым. Институт брака был крепким, цели – примерно одинаковыми. Что произошло сейчас? Найти человека, который обладает тем же набором вкусов, тем же культурным кодом, что и вы, становится практически невозможно – огромный гиперэластичный рынок не дает это сделать. Этот рынок меняется ежесекундно: Твиттер, Телеграм, Ютуб и прочее формируют новую повестку. Представьте, что сегодня за один день в мире создается ровно такое количество информации, которое создавалось на протяжении предыдущих пяти тысяч лет. Ученые до сих пор исследуют историю Древнего Рима и Древней Греции, поисковики ищут в лесах Тверской и Новгородской области со времен ВОВ различные артефакты – это огромные пласты информации. А мы сейчас за один день создаем такой же ее объем!
Сейчас любой исполнитель, писатель, блогер получает прямой выход к потребителю. Если раньше для того, чтобы писатель мог издаться, ему нужно было пройти несколько сложных этапов, то сейчас достаточно на своей странице в социальной сети бесплатно опубликовать заметку, и она становится популярной и ее репостят или не становится. Канал связи стал простым, но и конкуренция невероятно выросла. И отсюда возникает ощущение одиночества.
Фото: vk.com/biryusa_tim
О позитивном и негативном восприятии жизни:
С одной стороны, легко формировать культурный код, потому что доступ к информационному пространству открыт. Но одиночество и информационная перенасыщенность ведут к тому, что большинство онлайн-пользователей выбирают тему негативного формирования своей среды. Ведь это проще и не требует от человека никаких усилий. СМИ часто задают негативную повестку дня, а интернет-пользователи реагируют на это и сами повышают рейтинг таких новостей, репостят их и т. д. Получается замкнутый круг. С одной стороны, мы хотим сформировать позитивный культурный код, который будет нас развивать, совершенствовать. С другой стороны, мы ведемся на очень простые манипуляции со стороны СМИ.
Об информационной повестке Красноярского края:
Представьте себе человека, который никогда не был в Красноярском крае: вот он открывает местное СМИ и видит негативную повестку дня. Как вы думаете, захочется ли после этого приехать в наш край? Сомнительно. Мы можем сколько угодно сил и средств тратить на развитие туризма, но турист, заходя на любой наш сайт, захочет заодно узнать и текущие новости. И когда он их увидит, то желание куда-то ехать у него отпадет. Каждый день, когда человек лайкает и репостит негативные новости, он сам создает такой культурный код. Получается, что нашу культурную повестку формирует «парень с барсеткой, укравший 600 роз» и «водитель скорой помощи, не уступивший дорогу пешеходу». Это и называется «эра безумия», когда один лайк может испортить работу тысячи людей, перевернуть как угодно историю.
О том, кто формирует культуру:
Мы и есть культура. Каждый из нас, каждый день, каждый час. Мы делаем выбор – читать Достоевского, Шопенгауэра или Цыпкина. Смотреть американские блокбастеры или Андрея Тарковского.
Фото: Культура24.рф
О новом типе человека:
Если раньше человека с энциклопедическими знаниями автоматически называли интеллектуалом, то сейчас он считается глупцом. Ведь при таком доступе к информационным ресурсам, какой есть сейчас, хранить в голове гигабайты знаний – глупо. От современного человека требуются совершенно другие навыки – умение анализировать информацию, выуживать из нее лишь необходимые данные, трансформировать ее и после этого чистить оперативную память для того, чтобы наш «компьютер» не взорвался. Потому что переварить пятитысячную историю человечества не в силах ни один человек. Из-за информационной гипернасыщенности мы получаем новый тип личности, которая должна по-другому подходить не только к жизни, но и к работе.
О возвращении к чувствам и иммерсивном театре:
Почему сейчас становятся сверхпопулярны нетрадиционные спектакли? Иммерсивный театр вызывает бум на всей планете. Я попала на такой театр два года назад, когда проходила стажировку в Америке. Нам показали «Алису» без слов. До сих пор – это самое лучшее театральное впечатление в моей жизни. Зрителей было всего 10 человек, нас разделили на группы по двое и каждому показали свой собственный спектакль. Было ощущение, что без слов сдирали кожу.
Человек, конечно, устал от информационной перегруженности, перестал чувствовать, привык к постоянному информационному шуму. Ведь если мы будем эмоционально реагировать на каждую новость, то сойдем с ума. Поэтому человек становится жестким и холодным, вырабатывает привычку не реагировать, не переживать эмоции и чувства. Человек не реагирует день, два, год и все – через пять лет становится пуленепробиваемым танкером. В свою очередь, иммерсивные театры возвращают к чувствам – к тому, что мы люди. Конечно, они тоже подталкивают к одиночеству: в иммерсивном театре нас 10 человек, мы смотрим один и тот же спектакль в течение двух часов, но каждый испытывает разные чувства, на каждого работает свой канал. К слову, в Красноярске сейчас готовится несколько иммерсивных театральных проектов. Например, у Театра на крыше уже идет спектакль-променад «ГДЕДЕТСТВО» и готовится новый проект, который, я думаю, вызовет взрыв.
Фото: Культура24.рф
О команде #культураКрасноярья и ее большой миссии:
Объединить людей становится все сложнее. Для того чтобы вызывать яркие эмоции, сдирать защитный слой, требуется все больше инструментов. И мы используем те инструменты, которые есть у современного информационного общества, используем разные каналы связи. Порой этого не хватает, потому что негативная повестка фактически превращается в воронку. Но выплыть из нее и создать собственный идеальный мир, который мы называем #культураКрасноярья, – наша задача. Это мир, где живут добрые и образованные люди, чувствующие и чувствительные, верящие в то, что можно менять мир вокруг себя – каждую минуту, день и час.