01 февраля 2018

Саша Мякиля: «Мы думали, что все люди живут так – все играют на музыкальных инструментах»

Дирижер, виолончелист, музыкальный директор камерного оркестра St. Michel Strings работал в оркестре Кливленда под руководством маэстро Франца Вельцера-Мёста, помощником немецкого дирижера Курта Мазура в Национальном оркестре Франции, а сейчас стал главным приглашенным дирижером Красноярского академического симфонического оркестра. Решили поближе познакомиться с новым героем филармонии.

 

 

 

 

 

 

1 /

Вообще программа составляется с учетом зрительских предпочтений?

Это трудный вопрос. Надо обязательно понимать, кто мой солист, чтобы найти баланс. У меня, конечно, предпочтения в музыке и свои амбиции, поэтому хочется исполнять то, что я люблю, получать удовольствие от красивой музыки. В России люди ценят классическую культуру, литературу, музыку, поэтому даже когда программа серьезная, люди ее понимают.

«Надо обязательно понимать, кто мой солист, чтобы найти баланс»

Выделите свои любимые произведения.

Красивой музыки так много в мире. Часто дирижирую Симфонию №2 Сибелиуса, с детства люблю ее. Из классики: Бетховен, Брамс, Мендельсон – один из любимых композиторов. У последнего выделяю Шотландскую симфонию, у Римского-Корсакова –«Шахерезаду».

Вы учились и в Финляндии, и в России. Где лучше?

В Финляндии в консерватории я учился играть на виолончели, потом заинтересовался дирижированием. Тогда решил поступать в академию имени Сибелиуса в Хельсинки, но не получилось. Подумал, что есть другие места в мире, где хорошие педагоги. Например, в Санкт-Петербурге. Я бывал там и случайно встретился с моим профессором Леонидом Овшиевичем Корчмар (дирижер-ассистент Мариинского театра), он был учеником Ильи Мусина (педагог, создатель ленинградской дирижерской школы). Тогда у меня началось очень интересное время: три года жил и учился в Петербурге. Потом соскучился по Финляндии, вернулся обратно и поступил в академию имени Сибелиуса. Там я учился еще четыре года. Я считаю, что обучение в России более серьезное. Девяносто процентов знаний о дирижировании, которыми владею, я получил именно здесь. Когда молодые дирижеры на моих мастер-классах спрашивают, где лучше учиться, я думаю, что в Петербурге. Но чтобы переехать в Россию, нужен кураж, ведь язык трудный, а стиль жизни для меня стал культурным шоком, когда я переехал из Финляндии. Ну вы понимаете меня (Смеется).

«Чтобы переехать в Россию, нужен кураж, ведь язык трудный, а стиль жизни для меня стал культурным шоком»

С детства хотели стать музыкантом?

Я не мог им не стать, у меня не было выбора. Мама – флейтистка, папа любительски играет на саксофоне. Я сначала играл на кантеле – струнный инструмент, похожий на ваши гусли, потом на виолончели, а мой младший брат с трех лет на скрипке, затем на трубе. Мы думали, что все люди живут так – все играют на музыкальных инструментах. В пятнадцать лет мой брат понял, что это не так, и бросил трубу. У меня был период, когда виолончель надоела, тогда я взялся за саксофон, пел в рок-бэнде, играл джаз, но все равно вернулся к виолончели. А дирижерство – это уже получилось случайно. Решил попробовать и получилось. Я музыкант, который больше любит думать, фантазировать, представлять музыку, чем заниматься с инструментом. Поэтому дирижирование – это мое.

«Я не мог не стать музыкантом, у меня не было выбора»

К слову о Финляндии - посоветуйте, где туристу точно следует побывать?

Если лето, то, конечно, столица. Причем не только Хельсинки, но и старая – город Турку, тоже очень красивая. Там старинная архитектура, река. Если зимой, то обязательно надо попасть в Лапландию. Хоть вас снегом не удивишь, там все равно интересно. В Финляндии много озер, мечта каждого финна – дача рядом с водой. У меня нет, к сожалению, но тоже мечтаю. Чтобы отдыхать там, ходить в баню.

А в России в баню ходили?

Да, но это было давно. В России, Финляндии и Швеции одна банная культура. Есть мнение, что финская баня – сухая, это неправда. Еще, кстати, часто русские думают, что у нас до сих пор сухой закон. Нет, он был одно время, но сейчас алкоголь не под запретом.

«В России, Финляндии и Швеции одна банная культура»

Вы знакомы с типичным русским кинематографом, например, фильмами «Особенности национальной рыбалки» или «Особенности национальной охоты»?

Да, видел их. Там играет самый известный финн в России Вилле Хаапасало. Смешные фильмы. Я даже встретил в России таких людей, как его герои. Знаю русских, ненавидящих это кино, потому что оно показывают ту сторону России, которую они сами видеть и знать не хотят. Смешной момент, когда герои фильма в Финляндии, и один из них сказал: «Чисто, аккуратно – не по-нашему» (Смеется). 

 

 

 

 

1 /

Читайте также