Шесть мифов о балете

Балет в России – больше, чем балет. Он всегда был и до сих пор остается одной из визитных карточек русского искусства. Попасть в балетную труппу мечтают девочки и мальчики и в столицах, и в маленьких сибирских городах. Каждый год поступить в Красноярский хореографический колледж пытаются несколько сотен юных танцовщиц и танцоров. Пока в колледже идут предэкзаменационные просмотры, мы в редакции задумались о тех страхах, которые могут препятствовать поступлению – задумались и опровергли их вместе с профессионалами.

Все артисты балета бедные

На самом деле, артисты зарабатывают довольно неплохо, если готовы на совесть работать в театре. К примеру, Марис Лиепа, народный артист СССР, одним из первых в Москве стал обладателем «Мерседеса».

Георгий Болсуновский, ведущий артист балета Красноярского театра оперы и балета: «Мне кажется, что понятие карьерной лестницы к нашей профессии подходит очень даже хорошо. Если хочешь зарабатывать больше, чем сейчас, то идёшь в зал и развиваешь себя, работаешь над своими недостатками, стремишься стать лучше. Вот так и поднимаешься из кордебалета в солисты или из солиста в ведущего солиста. Чем не профессиональный успех?»
 
Надежда Панфилова, солистка балета Красноярского театра оперы и балета: «Мы путешествуем по миру, ежедневно слышим лучшую мировую классику, перевоплощаемся, встречаемся со зрителем и их аплодисментами, а главное большинство артистов в театре работают по любви. Разве это можно назвать бедностью? Я убеждена, что человек, занимающийся любимым делом, априори не беден и таковым никогда не будет. Плюс наши знания и навыки очень востребованы: репетиторство и преподавание никогда не оставят нас голодными!»

Трудно пробиться, если не родился в столице

Для опровержения этого предположения в красноярском колледже есть сотни имен выпускников, которые работают по всему миру – танцуют или преподают. Успех в этом смысле – вещь относительная. Работа за границей не лучше и не хуже работы в красноярском театре оперы и балета. Все зависит от желаний и амбиций конкретного человека.  

У всех балерин больные ноги

Ноги балерины - это в первую очередь её основной рабочий инструмент и если он будет неисправен, то танцевать балерина никак не сможет. Так что все балерины очень тщательно ухаживают за своими ногами и не допускают мозолей, грибков, открытых ран и тому подобных вещей. Ноги в кровь никто из артистов не стирает. Они знают о возможных последствиях и сразу клеят лейкопластыри или подкладывают силиконовые подушечки.

Анастасия Белоногова, солистка Красноярского театра оперы и балета: «Ноги не болят только у тех, кто ленится, потому что наш организм не совсем приспособлен для таких больших нагрузок. Но боль в ногах после репетиций и усталость должны быть приятны, так как это говорит о том, что ты хорошо поработал и стал чуточку лучше, чем был. Как говорила замечательная Майя Плисецкая: «Я хочу танцевать до ста лет, а если не лениться, больше сорока не протянешь»»

Елена Свинко, солистка Красноярского театра оперы и балета: «Это действительно сильные нагрузки, но к ним нас готовят педагоги на протяжении всего обучения в хореографическом колледже. За здоровьем ног нужно тщательно следить и прислушиваться к их состоянию. Если при небольшой травме не дать себе отдохнуть и не лечить, то тогда действительно будут серьёзные проблемы. А в целом балет не наносит сильного вреда здоровью ног, главное, умно ко всему подходить, тщательно разогреваться перед репетициями, закачивать мышцы, уметь отдыхать, ходить в баню и пить комплексные витамины»

Пенсия артистов балета начинается в 35 лет

Действительно, официально на пенсию артист кордебалета выходит спустя 20 лет трудового стажа, а солист – спустя 15 лет. Но это не означает, что работа заканчивается. Многие продолжают танцевать, так как силы еще есть. Помимо этого, большинство артистов к завершению сольной карьеры получают заочно высшее образование педагога или хореографа. Это позволяет после ухода со сцены оставаться в профессии в качестве репетитора в театре или педагога в колледже. Кстати, теперь по окончании красноярского колледжа ребенок также получает диплом, по которому он может преподавать.

Балет не для мальчиков

А вот и нет: балет без них немыслим, существует столько прекрасных мужских балетных партий. Да и среди звёзд балета много тех, кем восхищается весь мир – Михаил Барышников, Рудольф Нуриев и Сергей Полунин.

Егор Осокин, артист балета высшей категории: «Те, кто думает, что балет не для мальчиков, очень узко мыслят. Ведь балет - это и спортзал, и внутренняя закалка, и проявление галантного отношения к женщине. Это искусство воспитывает лучшие мужские качества, по крайней мере, так говорит моя жена. Конечно, я чувствовал такое к себе отношение, но люди, говорившие так, сходив на спектакль, меняли свою точку зрения»

Юрий Кудрявцев, ведущий солист Красноярского театра оперы и балета: «Я думаю, что такие стереотипы создают взрослые. Ребенку что-то нравится или не нравится только по его собственным ощущениям. Когда я поступил в колледж, я встретил там мальчиков разных возрастов, преподавателей-мужчин, а когда побывал в театре - на сцене работали танцовщики-мужчины. Я понял, что артист балета - это профессия, которая требует упорства, специальных умений и самодисциплины. Нам показывали большое количество видеозаписей спектаклей с участием великих танцовщиков, которые вошли в историю мирового балета. Знакомясь с историей балетного искусства, мы только больше убеждались, что классический балет востребован во всём мире и представить его без мужчин невозможно»
 

Придется всегда сидеть на диете

Требований «90-60-90» в балетной сфере не существует. Тело просто должно быть пропорциональным: длинные ноги, тонкая талия. Легенды о том, что балерины едят только шпинат и листья салата, не раз опровергались представителями профессии разной величины. У балерин большие нагрузки, так что они легко теряют калории. Если танцор или танцовщица активные люди, если они стараются построить карьеру, то проблем с потерей калорий от съеденного гамбургера быть не должно. Надо еще сказать о том, что мы стараемся принимать на обучение людей несклонных к полноте!

Елена Свинко, солистка Красноярского театра оперы и балета: «Балерины не сидят на жестких диетах, но контроль питания всё равно существует. Я не голодаю, не питаюсь одними яблоками и не пью один кефир, нет! Балерина за день сжигает очень много калорий и естественно их нужно восполнять. Обязательно в рационе питания должен присутствовать белок, нельзя полностью отказываться от жиров и углеводов, так как при отказе организм испытывает стресс и начинает набирать вес. Я считаю, что можно иногда побаловать себя и съесть какой-нибудь фастфуд, это не повредит фигуре при постоянных тренировках»

Если мы убедили вас прислушаться к сыну или дочери, которые очень хотят в балет, то дальше вас ждёт инструкция по применению «Как поступить в Красноярский хореографический колледж?»

О колледже

Хореографический колледж – единственное в Красноярском крае среднее профессиональное учебное заведение, которое готовит будущих специалистов в области хореографического искусства. Учащиеся получают основное общее и среднее профессиональное образование, то есть уровень знаний от обычной школы не отличается. В колледже есть все привычные предметы – математика, физика, английский язык и другие. Просто дополнительно к этому есть специальные занятия.

В этом году вступительные экзамены здесь начинаются в июне и длятся четыре дня – с 4 по 7. Также дополнительный набор будет в августе – 29 числа. До лета вы можете привести ребенка на предварительный просмотр. Телефон для записи на предварительный просмотр: 214-29-13. Начало занятий традиционно с 1 сентября.

Возраст и сроки обучения

7 лет 10 месяцев учатся на отделении классического танца, на базе начального общего образования (после окончания 4 класса).

4 года 10 месяцев учатся на отделении народного танца, на базе 7 классов основного общего образования (после окончания 7 класса).

Однако возможен прием одарённых детей более старшего возраста.

Испытания

Поступающие в колледж проходят конкурсный отбор, состоящий из трёх туров.

На первом туре главное – состояние здоровья.

Второй тур включает в себя определение и оценку внешних сценических и физических данных.

На третьем туре абитуриент исполняет заранее подготовленный танцевальный этюд или фрагмент танца с обязательным музыкальным сопровождением.

Возможности

Обучение, проживание в общежитии для иногородних студентов и четырехразовое питание – всё это абсолютно бесплатно. Итоговая квалификация выпускников зависит от выбранного отделения. С отделения классического танца выпускаются артисты балета, преподаватели, а с отделения народного танца – артисты ансамбля песни и танца, танцевального коллектива, преподаватели. Так что если ребенок передумает танцевать, то сможет учить этому искусству других.