Восстановительный период: как реставрируют картины?

Редакция «Культуры24» побывала в одной из реставрационных мастерских Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова. Сейчас здесь реставрируют картины для будущей выставки красноярских художников «Город. Цвет. Ракурсы», которую музей специально готовит ко Дню города.

 

 

 

 

1 /

На спасение одного полотна может уйти от трех дней до нескольких недель. Всё зависит от объема работы. Где-то на картине могут быть только загрязнения, а где-то и авторская основа нуждается в реставрации, с утратами изображения. Например, на творение Андрея Лекаренко 1941 года «Сибирская старина» уже ушло целых две недели. Картон, на котором написана картина, мало того, что очень тонкий, так ещё и во многих местах надорванный. Для укрепления авторской основы реставраторы сначала склеили прорывы, а затем наклеили дополнительный слой картона, который высушивался под прессом неделю. Теперь осталось очистить загрязнения, подвести грунт и сделать тонировки, чтобы утраты полотна стали незаметными.

Тонировка — это восстановление цвета авторской живописи в местах утрат красочного слоя. Сложный и ответственный процесс. Чаще всего тонировка используется в местах мелких утрат. Рисунок и цвет подбираются в соответствии с авторскими.
Сложнее всего реставраторам приходится с произведениями, написанными гуашью. Этот материал боится воды и влаги, поэтому все работы, связанные с водяными клеями, становятся сразу очень опасными. Непослушная гуашь от влаги может просто размокнуть, и красочный слой будет непоправимо поврежден. Масляные краски в этом отношении проще — они крепкие и воды не боятся.

 

 

 

 

1 /

О детективной основе

Картина Валентина Короткова «Старый Красноярск», также реставрируемая для выставки «Город. Цвет. Ракурсы», поделила мастеров на два лагеря. Одни считают, что желтоватые мазки на крыше здания — авторские, и их нужно оставить. Сам Дмитрий считает, что это кто-то закрашивал прокол холста и мазнул краской, «не сильно заморачиваясь». В ситуации, когда нет однозначного мнения, собирается реставрационный совет, и решение принимается путем голосования. Перед этим было решено взглянуть на картину в ультрафиолете. Если это поздние мазки, то они должны сильно отличаться по тону от авторских — в ходе эксперимента эта гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Чаще всего реставрировать картины приходится по двум причинам — естественное старение и механические повреждения от небрежного обращения и хранения. Неаккуратная перевозка, где-то нечаянно задели, продавили, поцарапали — всё это приходится исправлять нам.

Про уровни мастерства

Реставрировать памятники истории и культуры может не каждый. Для этого, помимо базового художественного образования, нужно пройти несколько специализированных стажировок в ведущих реставрационных организациях страны, получить там положительную оценку и рекомендацию, а затем подтвердить свою квалификацию в аттестационной комиссии при департаменте охраны культурного наследия Министерства культуры.

Итогом каждой реставрации во время учебной практики является специальный документ — паспорт реставрации памятника истории и культуры. Помимо составления реставрационной документации, реставратор фиксирует на камеру каждый свой шаг — состояние предмета искусства до, во время, и после реставрации. Кстати, чтобы разложить все фотографии друг за другом, потребуется не один стандартный офисный стол.

 

 

 

 

 

 

1 /

Вся моя работа находилась под жестким контролем. В паспорте я подробно рассказывал о каждом своем действии — вплоть до температуры клея, который использовал. В итоге документ всегда получался объёмный — до 30 страниц. При прохождении аттестации его проверяют пятнадцать лучших реставраторов страны.

Первые практические уроки Дмитрия проходили при Государственном историческом музее в Москве. Здесь же ему удалось поработать с самой древней в его карьере иконой. Она была создана в XVII веке.

О профессиональной деформации

Главное правило в работе реставратора — не навредить. Второе — вносить реставрационные дополнения незаметно и деликатно. Вмешательство реставратора не должно быть заметным.

Когда я захожу в музей, меня смотрители чаще всего отгоняют от картин (смеется). Потому что мне хочется рассмотреть картину с минимального расстояния. Для начала я пытаюсь понять, была ли тут вообще реставрация? Потом уже оцениваю, как она была сделана: как подведен грунт, насколько точно воспроизведена авторская фактура и выполнена тонировка. Мне очень интересно соотношение подлинной и реставрационной материи. 
Увидеть отреставрированные под руководством Дмитрия Ильина картины вы сможете уже 19 мая в художественном музее Сурикова. В этот день по всей стране пройдет Музейная ночь.