Я натурщик: четыре истории
Художникам необходимы не только музы, но и демонстраторы пластических поз, больше известные как натурщики. Их тела важны для изучения анатомии, без которой невозможно научиться рисовать человека. Мы пообщались с красноярскими натурщиками разного возраста и с разным опытом позирования и выяснили, как долго им приходится стоять неподвижно, и о чём они в эти моменты думают.
ЛИЯ ГОЛУБИЦКАЯ
Год работала натурщицей в Красноярском государственном художественном институте
На один сеанс позирования уходит до четырех часов с перерывами. Я стараюсь тратить на перерывы как можно меньше времени, чтобы не прерывать художественный процесс. В основном я позировала сидя на стуле в естественной расслабленной позе, либо стоя в контрапункте. Скульпторы часто просят позировать лежа, либо в сложной сидячей позе.
Во время работы я иногда просто наблюдала за работой художников, думала о том, каким будет результат. Иногда вообще слушала аудиокниги, потому что, когда отвлекаешься — легче не обращать внимание на мышечную усталость. Под конец сеанса вообще думаешь только о том, как бы скорее отдохнуть.
Главный минус в работе натурщика — физическая нагрузка. Мышцы гораздо легче переносят подвижные нагрузки, чем статичные. Боль в спине, мышцах, мышечные судороги — всё бывает.
Перед художниками не страшно быть обнажённой, потому что понимаешь, что они, как врачи, смотрят на человеческое тело с профессиональной точки зрения. И в какой-то момент тебя просто перестаёт беспокоить то, что ты без одежды.
РОМАН ТАРАСОВ
Позирует художникам, скульпторам и фотографам уже семь лет
Эстетика тела — главная страсть в моей жизни. Я уже двенадцать лет работаю тренером, диетологом и массажистом. И работа натурщиком — ещё одна грань и возможность для творчества. Когда я позирую, я не воспринимаю себя как манекен, скорее, как участника товарищеского коллектива, даже если он состоит из двух человек.
Во время позирования я думаю просто о чём-то своём, любимые песенки напеваю или веду интересную беседу с кем-то из присутствующих. Иногда интересно просто понаблюдать за людьми, за процессом творения. Могу и сам полностью погрузиться в творческий процесс, думаю, как лучше реализовать образ, чего бы ещё интересного показать, где это уместно, конечно.
Разумеется, по отношению к натурщикам есть некоторое социальное непонимание и непринятие. Для большинства, кто пробовал или хотел попробовать, это, думаю, самый ощутимый минус. В деле остаются те, кто умеет этому противостоять или просто те, кто не обращает на это внимания. Я всегда говорил, что самая неприличная часть тела у натурщика — это лицо. В наше время голыми частями тела уже никого не удивишь на самом деле. А сам скандал рождается не в момент, когда увидели обнажённое тело на фотографии или картине, а когда узнали человека на ней. Но, к счастью, далеко не всегда реакция негативная. По мне, так это вопрос культурного уровня человека.
Стандартов красоты для натурщиков не существует. Для разных образов могут быть нужны совершенно разные люди, а студенты вообще должны учиться рисовать любого человека и чем больше разнообразие, тем только лучше для них с точки зрения учебного процесса. Конкретные стандарты красоты могут быть у конкретных творцов. Каждый делает свой выбор и, разумеется, любой человек может быть в каком-то виде просто интереснее для художников, а он же в другом виде — серость.
ЕЛИЗАВЕТА РЕМКЕВИЧ
Позировала всего один раз в жизни
Когда-то я училась в художественной школе и соответственно интерес к искусству в моей жизни появился ещё с тех времен. Всегда нравилась та атмосфера, в которой работают творческие люди. Это очень здорово наблюдать за тем как человек учится и создает что-то новое, передает свой внутренний мир.
Сначала я думала, что легко справлюсь с позированием, но на деле всё оказалось не так просто. Это только кажется, что стоишь себе и ничего не делаешь. Но когда ты позируешь впервые, не имея привычки замирать в статической позе, то и двадцать минут покажутся вечностью! У меня было всего две мысли: «как бы мне не пошевелиться» и «когда же можно будет сменить позу». Но благодаря ребятам и их чудесному преподавателю — время прошло замечательно. Все очень внимательно отнеслись ко мне, постоянно спрашивали, как я себя чувствую и даже поставили вентилятор рядом со мной — день был очень жаркий.
АНДРЕАС ГЕРМАН
Работает натурщиком больше 10 лет
Лучшее упражнение, чтобы преодолеть стеснение при обнажённом позировании — это неоднократное повторение. Тогда и никакого самовнушения не надо, просто входишь в процесс и всё. А в начале, да, частенько сам себе повторял, что человек должен быть свободным от предрассудков.
Я работал для скульпторов, живописцев, графиков, керамистов и дизайнеров. Никакой принципиальной разницы в позировании нет. Только если в том, что «академикам» (учащимся академических факультетов, — прим. Культура24) нужны и позы самые разные, и позировать надо, как говорится, на совесть. Иное дело дизайнеры: для них достаточно посидеть-постоять чуть-чуть, пока они отфотографируют позу, а дальше можно отдыхать.
Прежде ответственным за натуру приходилось буквально искать людей и уговаривать поработать. Теперь от желающих приходится буквально отбиваться. Пенсионеры проснулись и поняли свою выгоду. Да разве только они? В условиях, когда работы не найдёшь, особенно, если уже в возрасте, а найдёшь, так взвоешь от графика и зарплаты, куда остается идти? Либо в сетевой маркетинг, либо на такую вот работу. И то, в маркетинге еще попрыгаешь, пока начнёшь доход получать, а тут пришёл утром, отработал учебных часиков четыре-пять и свободен.