31 июля 2018
Люди в культуре: создательница архитектурной вышивки Анна Холоша
Архитектор, художница делает уникальные работы – вышивает архитектурные элементы и известные картины художников в минималистичном стиле, используя лишь черные нити. А ещё интегрирует своё искусство в предметы интерьера и вещи. Это очень красиво.
Почему ты выбрала в качестве творческого самовыражения именно вышивку?
Я вышивала и раньше, когда училась в школе, крестиком по готовым эскизам. После окончания Новосибирской архитектурно-художественной академии (сейчас НГУАДИ) приехала в Красноярск и начала работать по специальности – архитектором. Мне всегда хотелось создать что-то своё, больше реализоваться именно в творчестве, связанном с ручным трудом, так и родился мой проект – симбиоз профессии и хэнд-мэйда. Толчком к созданию архитектурной вышивки послужило то, что я наткнулась в инстаграме на зарубежных авторов, решила с помощью их техники создавать именно архитектурные элементы. Сначала рисовала эскизы, потом стилизованные именно под вышивку ордера. Однако архитектура – это узкоспециализированная тема, которая близка далеко не всем. Скорее её ценители – люди, связанные непосредственно с архитектурой, искусством. Поэтому я начала вышивать интерпретации работ художников. Обратилась к авангардистам и сюрреалистам. Сейчас переношу на канву картины Малевича, ещё мне близок Муха и в целом импрессионисты.
Ты полностью копируешь архитектурные элементы или адаптируешь под особенности вышивки?
Ордера удается переносить на канву такими, какие они есть. Но я додумываю, как лучше передать светотень – где-то нужно сделать стяжки почаще, поплотнее. То есть я это делаю не за счёт цвета, а фактуры и плотности. Если говорить о художниках, то вышивая их работы, обращаю особое внимание на тональность и стараюсь адаптировать картины не только под технику вышивания, но и под свой монохромный, минималистичный стиль. Конечно, где-то утрирую, некоторые элементы пропускаю, потому что точно скопировать всё иголкой не всегда реально.
Расскажи о процессе подготовки.
Это большая и отдельная работа. Зачастую, она сложнее, чем сам процесс вышивания. Сначала я рисую то, что хочу воспроизвести, карандашом, затем только перевожу на канву. После пытаюсь вышить, если не выходит, какие-то элементы стираю, отрисовываю заново и так пока не получится, и результат не удовлетворит меня полностью. Я стараюсь каждую работу доводить до высокого уровня.
Я вышивала и раньше, когда училась в школе, крестиком по готовым эскизам. После окончания Новосибирской архитектурно-художественной академии (сейчас НГУАДИ) приехала в Красноярск и начала работать по специальности – архитектором. Мне всегда хотелось создать что-то своё, больше реализоваться именно в творчестве, связанном с ручным трудом, так и родился мой проект – симбиоз профессии и хэнд-мэйда. Толчком к созданию архитектурной вышивки послужило то, что я наткнулась в инстаграме на зарубежных авторов, решила с помощью их техники создавать именно архитектурные элементы. Сначала рисовала эскизы, потом стилизованные именно под вышивку ордера. Однако архитектура – это узкоспециализированная тема, которая близка далеко не всем. Скорее её ценители – люди, связанные непосредственно с архитектурой, искусством. Поэтому я начала вышивать интерпретации работ художников. Обратилась к авангардистам и сюрреалистам. Сейчас переношу на канву картины Малевича, ещё мне близок Муха и в целом импрессионисты.
Мой проект – симбиоз профессии и хэнд-мэйда.
Ты полностью копируешь архитектурные элементы или адаптируешь под особенности вышивки?
Ордера удается переносить на канву такими, какие они есть. Но я додумываю, как лучше передать светотень – где-то нужно сделать стяжки почаще, поплотнее. То есть я это делаю не за счёт цвета, а фактуры и плотности. Если говорить о художниках, то вышивая их работы, обращаю особое внимание на тональность и стараюсь адаптировать картины не только под технику вышивания, но и под свой монохромный, минималистичный стиль. Конечно, где-то утрирую, некоторые элементы пропускаю, потому что точно скопировать всё иголкой не всегда реально.
Расскажи о процессе подготовки.
Это большая и отдельная работа. Зачастую, она сложнее, чем сам процесс вышивания. Сначала я рисую то, что хочу воспроизвести, карандашом, затем только перевожу на канву. После пытаюсь вышить, если не выходит, какие-то элементы стираю, отрисовываю заново и так пока не получится, и результат не удовлетворит меня полностью. Я стараюсь каждую работу доводить до высокого уровня.
Интегрируешь архитектурную вышивку в одежду?
Да, я шью рубашки со своими же принтами. Пока вышиваю только на кармане. Когда сделала первую рубашку, походила в ней сама, постирала, убедилась, что вышивка на месте и не повредилась. Качество меня устроило. Сейчас планирую вышивать другие архитектурные элементы, ордера, например, начать работать и с футболками. Вообще хочется выпустить свою коллекцию одежды с архитектурными кроем и вышивкой. Надо идти учиться шить на более профессиональном уровне, пока этих навыков мне не хватает.
Ещё Аня создает декор для дома с архитектурной вышивкой.
Мои мама и бабушка – преподаватели трудов. Благодаря им я и умею вязать крючком и на спицах, шить, вышивать. И чувствую, что это моё. В своё время даже хотела учиться на художника-модельера, но меня перебросило на архитектуру. Об этом, кстати, не жалею нисколько. Профессия очень обширна и дает возможность заниматься разными видами творчества. Из архитекторов получаются не только сильные специалисты, но и крутые художники, фотографы, дизайнеры, графики.
Твои работы отличают минимализм и лаконичность. Когда сформировался этот стиль?
Я кардинально поменялась в институте. В моей комнате в доме родителей со школьных времен розовые обои, блёстки и всё такое – классическая комната принцессы. Сейчас смотрю и думаю: «Что за человек это выбирал?». Я тогда и выглядела иначе – длинные волосы, более девчачий, в привычном понимании этого слова, образ. На третьем-четвёртом курсе в моём гардеробе появился чёрный цвет. Тогда и начал меняться не только мой личный стиль, но и в целом эстетические предпочтения. Коллеги-архитекторы тоже внесли вклад в мою трансформацию. Затем пришло время инстаграма, благодаря которому развилась насмотренность. Он очень повлиял на внутренние изменения, аккаунты трендсеттеров, магазинов одежды – на мой вкус. Любовь к скандинавскому стилю в интерьере родом оттуда же.
Карандаш, тушь, перо, графит – это всё моё. Обожаю графику, линии, точки.
Твои инструменты-фавориты для рисования?
Карандаш, тушь, перо, графит – это всё моё. Обожаю графику, линии, точки. Живопись, конечно, люблю, но закончив институт, может раза два бралась за гуашь. А карандаш и резинка всегда со мной.
Вышивание переродилось и уже превратилось в искусство. За кем из его представителей следишь, чьи работы нравятся?
Нравится то, что делает художница и создательница импрессионистской манеры вышивки Лиза Смирнова, скандинавы Чарли Шенри и Элин Петронелла, которые вышивают архитектурные скетчи. Европа – это, конечно, отдельный мир, а вот то, чего добилась Лиза Смирнова в России в свои двадцать шесть, коллаборации с H&M, например, очень сильно вдохновляет.
Смотрите работы Ани в её аккаунте. И подписывайтесь.
Фото: Маргарита Безуглова