Женское дело: героини картин из архивов музея Сурикова
Музей Сурикова осчастливил нас портретами XIX-XX веков. Некоторые из них авторства красноярских художников, некоторые — российских. Показываем вам полученный материал и разбираем визуальную эстетику тех времен.
Портрет Б.Г. Орловой, Савелий Сорин, 1914
Сорина считают одним из первых и лучших портретистов не только России, но и Европы. Портретов художник создал, как вы понимаете, немало, изображение Б.Г. Орловой — малоизвестная его работа. Если говорить об эстетике и образе героини, то начнем с того, что в 1914 году женская мода изменилась кардинально. Причины — война, работа, считавшаяся тогда мужской, забота о семье. Тут не до шляпок и украшений, в приоритете — комфорт и удобство. Силуэт зауженной юбки Поля Пуаре уходит, его место занимают свободные модели. Блузки походили на мешок, будто бы не имели больше гендерной принадлежности (эдакий нормкор 20-х годов), в женский гардероб пришел стиль милитари: тренчи, бушлаты, металлические элементы. Портрет Орловой — явное подтверждение тенденций эпохи. На героине картины Сорина свободная рубашка с белым воротом (отголосок «нарядности»), которая вполне могла бы оказаться мужской, а волосы убраны. Вообще в 1914 году от этого атрибута женственности безжалостно избавлялись — стригли. Во имя практичности, конечно.