Женское дело: героини картин из архивов музея Сурикова
Музей Сурикова осчастливил нас портретами XIX-XX веков. Некоторые из них авторства красноярских художников, некоторые — российских. Показываем вам полученный материал и разбираем визуальную эстетику тех времен.
«Студентки», Эльвира Мотакова, 1973
Художница-реалистка активно и постоянно работала над образами людей. Наблюдала, фиксировала и выдавала максимально четкие, точные и законченные образы. Так что сомневаться в том, что героини картины «Студентки» воплощают стиль своей эпохи, не приходится. А понятие «стиль» в семидесятых было очень сумбурным и относительным. Дело в том, что тогда можно было практически все. Конечно, мода больше тяготела к хиппи и эклектике, но проскальзывали и глэм-рок, диско, панк. Главными вещами стали джинсы, водолазки, туники. Но о каком глэм-роке можно говорить зимой в Сибири (а Мотакова жила в Красноярске в это время). У нас лишь бы не перестать дышать, выйдя на улицу. На помощь приходили шубы, дубленки и пальто с мехом. Причем популярность искусственного меха сохранялась (как в 60-ые), но вернулся и натуральный. Такая же ситуация была и с материалами шуб и пальто. Синтетические или натуральные: выбирали исходя из своих предпочтений и финансовых возможностей. На героинях картины «Студентки» пальто с мехом. Несмотря на частые вздохи, что в Союзе все выглядели одинаково, очевидно, это не так. Пальто девушек отличаются не только цветом, но и воротником. У одной— меховой воротник стойка, у другой — классический лодочка. В топ зимних вещей семидесятых входили и объемные меховые шапки, подобные той, что на одной из студенток Мотаковой. На второй — то ли меховой капор, то ли завязанная шаль — разобрать трудно. Но давайте остановимся на капоре, потому что он вернулся в моду в прошлом году и актуален этой зимой. Получается, что героини художницы из 1973 года — на редкость стильные и по современным меркам.