Кто ты: в Пушку возвращается перформанс, который заставит вас смотреть в глаза незнакомцу
В 2015 году в театре Пушкина режиссер из Швейцарии Корин Майер поставила документальный спектакль «Questioning / Кто ты?». В этом году иммерсивную постановку решили вернуть в репертуар.
«Questioning» — это эксперимент. В нем нет актеров и декораций, все действия выполняют зрители. Сценография предельно минималистична — два ряда стульев, анкета, зрители, сидящие друг напротив друга. Обязательное условие — вы должны сидеть напротив незнакомца. Иначе эксперимент не имеет смысла.
На этом спектакле не получится быть пассивным зрителем и только наблюдать, он требует серьезной интеллектуальной работы. Здесь нет актеров, но есть куратор — артист театра Станислав Линецкий. Его голос будет направлять участников и контролировать происходящее.
Как все происходит?
Вы заходите в зал и садитесь напротив незнакомца. Вам дают анкеты. Сначала в тишине, потом под медитативную музыку вы их заполняете. Но не про себя, а про человека, который сидит напротив. Не зная ни его имени, ни род занятий, ничего. Ваша задача предположить, хочет ли этот человек уехать из Сибири, верит ли он в то, что когда-нибудь достроят метро, ходит ли он в церковь. В конце можно узнать, были ли вы близки к истине.
Фото: Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина
Авторы проекта настаивают на том, что не нужно долго думать, лучше отвечать то, что первым приходит в голову. Степень ответственности зрителя повышается с каждым новым вопросом, и в итоге это превращается в психологический опыт, где зритель узнает правду не о своем визави, а о самом себе.
Как отмечают критики, перформанс налаживает нарушенные коммуникации между людьми. Присутствие человечества в интернете увеличивается, а живое общение постепенно сходит на нет. Перформанс позволяет преодолеть страх встречи с незнакомцем.
Кроме того, куратор предлагает вопросы, на которые нужно ответить мысленно. Так вы начинаете думать не только о другом человеке, но и о себе самом, доставая наружу ответы, о которых никогда не подозревали. В эти минуты приходит осознание того, что может быть все, что ты приписал другому человеку, относится к тебе самому?
Спектакль был также поставлен в Германии, Швейцарии и в московском «Гоголь-центре».