Ничего не вижу: в Красноярске ставят спектакль в полной темноте
«4» — зимняя премьера, которую никто не увидит. В основе пьеса Метерлинка «Слепые», все герои которой лишены зрения. Зрителям нового спектакля предлагают в полной темноте довериться только своему слуху, обонянию, осязанию и вкусу, полностью лишившись зрения. Спросили создателей и первых «слепых» о новом театральном эксперименте.
Рассказывает режиссер Ксения Пещик
Задумка этого спектакля появилась давно. На протяжении всей постановки зрители ничего не будут видеть и будут перемещаться по пространству с завязанными глазами вместе с актерами. Постановка «4» — это про органы чувств, которых у каждого человека 5, но одного из них в нашем спектакле «зрители» будут лишены.
Рассказывает администратор Нина Соломатина
Для каждого зрителя есть несколько несложных правил, о которых мы заранее предупреждаем. Во-первых, нужно прийти в удобной обуви и одежде, чтобы не запутаться в сложных костюмах и не упасть. Каблуки тоже лучше исключить. Во-вторых, желательно не пользоваться ярким парфюмом накануне посещения спектакля. Поскольку обоняние будет работать на всю катушку, это может отвлечь вас и других зрителей. В-третьих, мы рекомендуем женщинам воздержаться от использования маркой косметики, особенно на глазах, потому что она наверняка сотрется под плотной повязкой. На время спектакля также нельзя пользоваться любыми гаджетами.Рассказывает адаптатор текста Ирина Прудиус
Важно, чтобы «зрители» понимали: это не квест и не перформанс. Это именно спектакль, с конкретной историей, рассказанной писателем-символистом 20 века, но очень актуальной и сегодня. Слепые оказываются на острове без своего проводника, которого начинают искать. Это символистская пьеса о том, как человек рождается, живет, ищет смыслы, находит, или не находит их. В этом спектакле большую роль играет воображение. Это ключевой момент. Каждый «увидит» свою историю. Первые тесты отдельных сцен на людях уже об этом говорят. Некоторые спектакли можно и нужно смотреть, сидя в кресле. Но мне кажется, что это текст просто создан для такого формата.
Рассказывает художник Лина Дикова
Сложностей в работе возникло немало, но основная, наверное, — это то, что мне, как художнику, нужно думать не о цветовом решении спектакля, что обычно является самым важным для постановки. Но только не здесь, ведь наш зритель «слеп». Я думаю о том, как максимально помочь зрителю понять, где он находится и что происходит рядом с ним с помощью осязания, обоняния, слуха и вкусовых ощущений. Хотя иногда, конечно, целенаправленно сбиваю его с толку.
Рассказывает актер
Эта работа совершенно новая во всех смыслах. Новый текст, новая форма, новые методы — именно они делают наш спектакль интересным. По сравнению с неким классическим театром, от нас уходит визуальная составляющая, но добавляется тактильная. С такими постановками лично я не сталкивался. Очень хотелось бы оказаться и по другую сторону этого спектакля, попытаться понять что чувствует наш зритель, потому что предугадать это невозможно.
Рассказывает зритель Екатерина Михайлова
Грубая, колющая пальцы верёвка — это всё, что связывает тебя с окружающим миром. Ты стоишь в кромешной, абсолютной тьме и ждёшь. Долго. Тишина. Это уже спектакль? Или актёры готовятся? Или уже началось?Оставшиеся органы чувств вдруг обостряются. Начинаешь слышать дыхание соседа. Он тоже ждёт. Я не знаю, кто там, на другом конце верёвки, но хорошо, что он есть. Этот трос противно впивается в пальцы, но я всё равно его сжимаю покрепче.. Вокруг — бездна. Шёпот. Кто-то молится. Кто-то ходит. Ага, значит, началось! Где-то вдалеке женский смех. Но такоооой жуткий, что выступают слёзы. Вы тоже не увидите этот спектакль. Но вы узнаете удивительный мир и, в некотором роде, себя самого.
Весь проект создается при поддержке государственной грантовой программы Красноярского края «Партнерство».