Главные слова: современная анимация
В Красноярске в самом разгаре Большой фестиваль мультфильмов. Чтобы вам было проще и интересней ориентироваться в мире современной анимации, мы подготовили небольшой гид по главным словам в этом виде киноискусства.
Наверняка, вы часто слышите «анимационный мультфильм» или «мультипликационный фильм» — есть ли разница? По принципу создания анимационные и мультипликационные мультфильмы ничем не отличаются, разница территориальная. Слово «мультипликация» (от лат. multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение) использовали в СССР, а слово «анимация» (от фр. animation — оживление, одушевление) — на Западе.
По мнению известного мультипликатора Федора Хитрука, использование советскими художниками термина «мультипликация» связано с технологией, которой они следовали до внедрения классической рисованной анимации — изображения создавали при помощи накладывания на лист разных элементов, что очень похоже на аппликацию. По созвучию с этим словом новое искусство и получило свое название.
Мультфильмы, которые вы видите в кинотеатрах или дома, бывают полнометражными или короткометражными. Разница только в продолжительности — смысла и зрительской радости в семиминутной короткометражке может быть ничуть не меньше, чем в полуторачасовом полном метре. А есть ведь еще и мультсериалы. Они, кстати, могут длиться годами. Самый продолжительный мультсериал в истории — японский Sazae-san, выходящий с 1969 года.
Если вы не в первый раз на Большом фестивале мультфильмов, то должны были заметить, что анимация бывает очень разной — герои из пластилина, песка, картона, макаронных изделий, акварельных рисунков — чего мы только не видели.
Начнем с документальной анимации. Ей хоть и сто лет, но сейчас она явно на пике. Главное условие для таких произведений — опора на какой-то документ. Режиссеры используют фотографии, дневники, диктофонные записи. Первый фильм, где документальность использовалась как художественный метод, вышел в 1918 году. В фильме «Гибель „Лузитании”» о затонувшем лайнере, американский режиссер Уинзор Маккей скомбинировал анимацию с документальными съемками и фотографиями. Чаще всего документальная анимация дает возможность абстрагироваться. Это особенно ценно в фильмах на откровенные и слишком личные темы.
Рисованная анимация — один из самых распространенных видов анимации. Просто представьте любой мультфильм «Диснея». Такая анимация очень живая, плавная, пространственная и дорогая, конечно же.
Комбинированная анимация — совмещение в одном кадре реальных актеров, обстановки и мультипликации. Известнейший пример – «Кто подставил Кролика Роджера?» Роберта Земекиса.
При создании кукольной анимации используются сцена-макет и куклы-актеры. Сцена фотографируется покадрово, после каждого кадра вносятся минимальные изменения (например, изменяется наклон кукольной головы). При воспроизведении полученной последовательности кадров возникает иллюзия движения.
С компьютерной анимацией мы тоже хорошо знакомы. Тут уже в деле не только аниматоры, но и специальные программы. Первый полнометражный мультфильм, целиком сделанный в компьютерной анимации, вы видели — это «История игрушек» студии Pixar. С конца XX века компьютерная анимация стала впереди планеты всей.
Аниме — японская разновидность анимации, которую вы сразу узнаете в толпе: неестественно большие глаза персонажей, подчеркнуто нереалистичные эмоции, дикие прически и тому подобное. Вершиной искусства аниме принято считать по-европейски сдержанное творчество Хаяо Миядзаки, подарившего нам «Унесенных призраками» и «Ходячий замок».
Перекладная анимация — старейший вид плоскокукольной анимации. Суть такая: нарисованная на картоне или бумаге кукла-марионетка разделена на части (детали) и эти детали перекладываются в каждом кадре соответственно со сценарием. Один из самых знаменитых примеров — мультфильм «Ежик в тумане» Юрия Норштейна.
Немного сложнее — анимация в технике стоп-моушн. В принципе любая снятая покадрово анимация называется именно так. Она просто бывает разных типов: кукольная, пластилиновая, предметная и бумажная. Нужно просто создать серию фотографий, передвигая или трансформируя объекты (не детали объектов) между кадрами — по миллиметрам. Соединяя все фотографии в видеодорожку, получается кадр с двигающимися предметами. Для создания одной секунды видео нужно сделать от 17 до 30 фотографий. Советуем посмотреть вот это увлекательное видео о том, как в технике стоп-моушн-анимации с минимальным использованием компьютерной графики снимали мультфильм Уэса Андерсона «Остров собак».
Если вы хотите узнать больше о работе аниматоров, то приходите 28 марта в Дом кино. В 20:00 здесь будут показывать сразу несколько короткометражек, объединенных под названием «Аниматор против анимации». Вы увидите не только традиционный сюжет о муках творчества, но и драматические истории о взаимоотношениях создателя и его ожившего создания.
А вот у совсем юных красноярцев будет возможность создать собственные мультфильмы в цехах анимации одежды, документальной, песочной, танцевальной и спортивной анимации. Надо просто прийти на «Фабрику мультфильмов» в Музейный центр 30 и 31 марта.
Стратегический партнер фестиваля — Фонд Михаила Прохорова.