Продюсер кинофестиваля о правах человека «Сталкер» Игорь Степанов: «Жизнь не дает фестивалю умереть»
15 апреля в Красноярске начался ежегодный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». За пять дней нам покажут семнадцать художественных и документальных фильмов о современном российском обществе. Мы встретились с бессменным продюсером фестиваля Игорем Степановым и спросили, почему фестиваль все еще не умер.
«Сталкер» в следующем году отметит двадцатипятилетие. Как изменились темы фестивальных фильмов с 1995 по 2019?
Первый фестиваль был посвящен теме тюрьмы и смертной казни. В 90-ых вообще никто не знал, что такое права человека, что есть какая-то декларация. Так получилось, что в 1995 году к нам пришли люди, которые были в тюрьме, и попросили помощи в организации фестиваля фильмов о местах лишения свободы. Мы сделали первый фестиваль, а второй решили не проводить, потому что зрителям он дался тяжело. Но потом началась Первая чеченская война, Вторая, и режиссеры стали снимать об этом. Потом появились беженцы и фильмы про них, появились наркотики, появился СПИД – и фильмы об этом. Что в этом году? Раньше в кино были беженцы, сейчас появились мигранты. В чем отличие? Беженцы – это люди, которые уезжают в случае военных конфликтов. Мигранты – люди, которые вынуждены уехать по другим разным причинам. Народ стал разбираться в теме гендера, и появились фильмы про равенство полов. Есть фильмы про сексуальные меньшинства, трансгендеров. В России не привыкли к этой теме и стараются ее обходить. Самоубийств много появилось в кино. Мы не придумываем — жизнь сама дает новые темы.
Как отбираются фильмы на фестиваль?
Мы объявляем конкурс и отсматриваем заявки. Обычно приходит 200-300 фильмов. Режиссеры в России бесхитростные — они любят рассылать кино на все фестивали, надеясь, что прокатит. Но «Сталкер» старается держать марку и показывать качественное кино. Мы очень осторожно смотрим, что присылают люди. Например, фильмы о самоубийствах. Стараемся, чтобы искусство людей не подтолкнуло в никуда, хочется, чтобы какой-то выход в конце истории все-таки был.
Жители в разных регионах одинаково реагируют на фильмы?
Любой фильм вызывает одинаковую реакцию во всех регионах. Первая: «И у нас такое есть. Спасибо, что показали, как герои решили проблему». Вторая: «Этот фильм надо показать властям». Третьи просто ругают картины. В республиках стараемся показывать фильмы, которые не будут ущемлять интересы местного населения. К сожалению, во многих регионах вообще нет кинотеатров, которые хотели и могли бы нас поддержать.
Вам не грустно что фестиваль все еще актуален? Ведь это значит, что права человека в России все еще нарушаются.
Грустно. Я говорил несколько лет назад, что хотел бы делать фестиваль юмора, но жизнь заставляет делать «Сталкер». Уже после первого фестиваля, мы не хотели продолжать. Но режиссеры стали приходить и говорить: «Наш фильм не берут никуда — ни в прокат, ни на фестивали. Помогите нам показать его зрителю». И таким образом мы оказались востребованы среди тех, кто не делает коммерческое кино. А с другой стороны, зрителям такие фильмы оказались тоже нужны. Да, хочется делать веселый фестиваль, но пока не могу.
Какие тенденции в российском кино можете отметить?
Кино помолодело, и в него пришли женщины. Во ВГИК на режиссерский факультет стали брать с 18 лет. Раньше такого не было — брали после первого высшего. Что может создать вчерашний школьник? По факту он еще не знал большой взрослой жизни. Кино физически помолодело, но качество от этого не выросло. У многих пробелы в классике. Они не понимают, что нельзя делать что-то современное, не изучив классику. Молодое поколение талантливое, хорошее, но безбашенное.
За границей, кстати, их фильмы чаще востребованы, чем в России. Потому что они сняты бедненько, мало планов, много пустых диалогов. Иностранцам нравится видеть, какая у нас бедная страна.
Почему именно для вас фестиваль так важен?
Важен тем, что он живет. Мы даем возможность режиссерам показать фильмы зрителям. Важно, что люли стали разбираться в правах человека, стали задумываться об этом. Фестиваль живет, потому что ему жизнь не дает умереть, людям он нужен.
Напомним, что международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» пройдет с 15 по 19 апреля в Доме кино. В программе бесплатных показов фильмы Александра Новикова-Янгинова «Звезды», Павла Москвина «Пустота», Юрия Обухова «Как я стал…».
Генеральный партнер проекта — Фонд Михаила Прохорова.
Фото: Александр Паниотов / Культура24