Театр проник в город: на фасаде ТЮЗа появились щупальца
Арт-интервенция и новая фотолокация иллюстрирует программу фестиваля «Театральный синдром», которая вышла за пределы театра и захватила улицы, скверы, районы. О щупальцах, детском театре и фестивале поговорили с директором ТЮЗа Натальей Кочорашвили.
Что «Театральный синдром. Детский мир» значит для ТЮЗа?
Это большой эксперимент. Фонд Прохорова откликнулся на нашу идею создать большой совместный проект и именно благодаря Фонду в Год театра объединились два фестиваля — собственно, «Театральный синдром» и «Язык мира», который ТЮЗ проводил с 2016 года самостоятельно. То, что соединились два фестиваля, два бренда со своими программами — особая история. Объединила нас тема детства, детского мира.
Почему на здании театр появились щупальца?
Мы хотели визуализировать выход театра на улицы города, отразить этот рывок. Так появилась история со щупальцами, которую вы видите на фасаде ТЮЗа. Это отражение нашего концепта, что театр не должен быть ограничен стенами театрального здания или коробкой сцены, что он очень живой и выходит за свои пределы — на улицы, на площади, в школы.
Как формировалась программа фестиваля?
Программу составляли долго. Мы выбирали лучшие спектакли страны, хотелось привезти детские спектакли большой формы. Правда, как оказалось, в нашей стране их не так много, потому что такие спектакли сложны в производстве, изготовлении, а постановки с мощным визуалом — невероятно трудны технически. К тому же, не так много режиссеров работают в направлении детских спектаклей большой формы. Автор программы — московский театральный критик и эксперт Фонда Прохорова Дина Годер, будем смотреть на театр ее глазами. Часть программы касается коммуникации со зрителем. Мы говорим с детьми о радостях и горестях, отвечаем на вопросы детей. Я считаю, что театр сегодня может помочь в решении проблем, стать пространством для взаимодействия ребенка и семьи. Именно поэтому в программе фестиваля есть педагогический блок, который состоит из уроков — их мы назвали «Классами». Первый — «Класс музыки». Это постановка облегченной версии оперы Моцарта, в которой участвуют профессиональные оперные артисты, воспитанники оперной студии и дети в зрительном зале. Проект готовит режиссер и театральный педагог Наталья Анастасьева в Театре оперы и балета. Второй — «Класс истории» — Центр имени Мейерхольда привозит спектакль «Дети ворона», который посвящен репрессиям, потере близких, сохранению своего «я». Спектакль дополнит общение с театральным педагогом Татьяной Климовой. Еще мы решили затронуть тему насилия в подростковой среде — тема актуальная, но сложная. Благодаря инструментам театра есть возможность поговорить об этом с подростками. Идея пришла после посещения театра Strahl в Берлине, куда нас с Романом Феодори пригласили. Театр очень глубоко и концептуально работает с темой насилия среди подростков. К нам приехала постановочная группа Strahl, и с нашими актерами сделала постановку «По приколу! Кто решает, что смешно?». Актеры вместе с ребятами разберут частые ситуации, то, как лучше себя в них вести и как из них выйти. Это большая педагогическая работа.
А что «Театральный синдром. Детский мир» значит для развития детского театра в стране?
Наш фестиваль — это не только программа показов, но и сопутствующее события. Первыми в стране мы проведем конкурс будущих спектаклей для детей «Art–маркет». Это инициатива ТЮЗа по поиску театральных режиссеров детских спектаклей большой формы. В финале примут участие двенадцать режиссеров со всей страны. Заявок на участие было девяносто девять, экспертный совет во главе с Романом Феодори выбрал двенадцать лучших. Участники приедут в Красноярск и презентуют свои проекты, а наши гости — директора и художественные руководители театров — будут изучать заявки, смотреть презентации и, надеюсь, это приведет к сотрудничеству, и появятся новые большие детские спектакли по всей России. Для профессионалов — участников и гостей фестиваля мы готовим деловую игру. Проведет ее арт-директор Центра Мейерхольда Елена Ковальская. Вместе попытаемся порефлексировать и понять, что сегодня представляет собой детский театр, куда он движется. Миссия детского театра сегодня, на мой взгляд, колоссальная, возможности и потенциал огромные: формирование молодого человека, просвещение, диалог с ребенком. Такие формы, как фестиваль, помогают детскому театру развиваться.
С какого возраста можно начинать говорить с ребенком на проблемные темы через театр?
Думаю, с трех лет — с того возраста, когда ребенок уже умеет говорить и готов понимать книги. Не зря у нас в театре есть свой Букхолл, в котором можно найти книги, по которым созданы спектакли, для полного погружения в материал и возможности обсудить его после. Также все зависит от отношений в семье — есть ли доверие между ребенком и родителями.
Какой фестивальный спектакль вы ждете больше всего?
Я не посмотрела «По приколу! Кто решает, что смешно?» из-за интенсивной работы. Очень жду этот спектакль. Не хотела смотреть его в спешке, решила дождаться фестиваля. Люблю погружаться в постановку в спокойном настроении, потому что спектакль — это личное переживание, в которому нужно подготовиться. Именно поэтому, кстати, не хожу на сдачи спектаклей ТЮЗа, а смотрю новые постановки чуть позже и в нужном настроении.
Фото: Руслан Максимов/Культура24
Организаторы фестиваля «Театральный синдром. Детский мир» — Фонд Михаила Прохорова и Красноярский театр юного зрителя. Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Красноярского края.