11 февраля 2023

Александр Хмарный: «Каждое знакомство с инструментом — это как знакомство с новым человеком»

Впервые в Красноярске выступил штатный органист Донецкой филармонии Александр Хмарный. Публике в Органном зале Красноярской краевой филармонии он представил две программы: первая знакомила с ретроспективой органной музыки за 5 веков, а вторая погружала в музыку Германии и Франции, которая звучала во времена королей. Именно такая, написанная специально для органа музыка, сейчас больше всего и привлекает Александра. Мы узнали, как возникла любовь к инструменту и чем он так примечателен. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Об инструменте 


Нет ни одного похожего на другой инструмента. Нужно стараться поиграть на различных и хорошо бы на аутентичных где-нибудь в Европе.

Каждый орган своеобразен, начиная от того, какая трактура — механическая или электрическая, уже прикосновение имеет значение. Регистры, вот здесь Rieger-Kloss с четырьмя комбинациями, а есть электронные, где тысяча комбинаций. Это упрощает жизнь и можно играть без ассистента, а есть механические, как в Кирове, например, где присутствие ассистента желательно. Также в каждом зале своя своеобразная акустика и каждый инструмент по-разному совершенно звучит. Естественно, что каждое знакомство — это, как знакомство с новым человеком.

Бывает, что какой-то инструмент ближе, какой-то требует чуть большего внимания, всегда это по-разному. Если орган находится на хорах, то инструмент и музыканта не видно, он где-то там и это не всегда заходит зрителю, потому что нужно только слушать. А, если как здесь, в алтарной части, то визуально это упрощает слушателям жизнь — он видит исполнителя, видит орган, как там и что происходит. В советское время была распространена такая практика. 

Для музыканта по большому счёту разницы нет. Здесь ты сидишь спиной к зрителям и не видишь людей. Чувствуешь только, что позади тебя большой зал. Совсем другие ощущения были, когда я как-то играл в оркестре на синтезаторе и сидел лицом к этому огромному залу. 

В органе собрано много всяких качеств. Прежде всего он проектировался и внедрялся церковью, как голос Бога, связь с чем-то божественным. Неспроста его размещали на хорах. Человек приходил и слышал что-то величественное в этих звуках. Немузыкальный человек мог стремиться душой, духом к чему-то возвышенному. Ещё ученые утверждают, что вибрации инструмента благотворно влияют на человека.

Да и музыка органа чаще всего философская и заставляет задуматься о каких-то вещах потусторонних, величественных. Например, в фильме Тарковского — органное сочинение объединяется с картинкой и сразу всё становится понятно.

О планах


Хочется, чтобы ситуация стабилизировалась и мы начали планировать что-то на будущее. Потому что задумок очень много. А пока — гастрольная деятельность по России. 

Читайте также