13 июля 2023

«Венеры одетые»: от советского купальника до кураторского импульса

Современный художник Андрей (АЗБНК) Шмалий и куратор Анна Андреева осмысляют наследие авангарда в новой выставке Музейного центра «Венеры одетые». Как смотреть выставку? Какое исследование лежит в основе и (да, этот вопрос мы тоже задали) что хотели сказать авторы? Ответы в нашем блиц-интервью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Какие темы легли в ваше исследование?

Анна: Мы с Андреем прошлись по «Советской изнанке» и нашли классные паттерны на советских купальниках. Мы подумали, что люди и в то время хотели выделяться. Несмотря на то, что тогда была потребность в унификации, чтобы сделать все одинаковым и, возможно, больше функциональным, нежели красивым. И на тех, кто пытался выделиться, смотрели косо. Но потребность в проявлении своей индивидуальности, безусловно, существовала.

И вот в экспозиции мы увидели купальники, и это сразу натолкнуло на мысль соединить женскую тему творчества Андрея с авангардом. Так появились «Труженица», «Именинница», «Велогонщица» и «Пловчиха». Эти образы созданы при использовании паттернов советского промышленного дизайна.



Андрей: У нас не было идеи скопировать работы, и это в принципе невозможно, ты всегда внесешь что-то свое. Скорее, мы хотели преобразовать коллективное в индивидуальное. Ведь художников-монументалистов воспринимают как художников в массе, как данность, как наследие, которое нанесено на фасады домов каких-то старых кинотеатров и домов культуры. Каждая моя работа, как Франкенштейн, намешанная из рельефов скульптур и живописи. В каждой отсылки к великим художникам, у которых были имена и индивидуальность.

Как смотреть выставку? Есть ли кураторская карта?

Анна: Из-за того что сюжеты никак не пересекаются друг с другом, кроме того что они объединены в тему жизни советского человека, начала как такового нет. То есть ты просто заходишь и подходишь к той «Венере», которая тебе больше нравится.



Мне нравится больше всего «Именинница», потому что она самая... прямо Родина-Мать, украшение коллектива и вообще может и коня остановить на скаку. Она огромная женщина. Ты встаешь перед ней, а она больше тебя в разы, и ты как бы просто наблюдаешь...Рассматриваешь кислотные цвета, напоминающие радиацию. Эти цвета и техника, кстати, сразу говорят о том, что это точно что-то новое и современное.

На самом деле все просто: нужно обратить внимание на то, что это четыре сюжета, они здесь главные. А все остальное — документальная часть и паттерны, которые мы взяли из книги «Ткани авангарда». И эти узоры как бы появляются из черного космоса стен выставочного пространства советской изнанки и из манифестов амазонок советского дизайна Поповой и Степановой.



Андрей: А мне было бы приятно, если бы кто-то обратил внимание, что в сумме всех работ считывается настроение рейва.

Выставка продлится до 10 сентября
Фото: Руслан Максимов

Читайте также