21 июля 2023

Анастасия Кузнецова-Руф: «Мне хотелось показать, что современное искусство не опасно, оно разное, как и наши сказки»

Месяц остался у красноярцев и гостей города, чтобы своими глазами увидеть работы самых востребованных художников современности из России. Выставка «Всякие сказки» — это авторская интерпретация художников различных сказок. Весёлые, страшные, глубокомысленные — все они представляют культурный код, который понятен каждому, но здесь он представлен через призму современного искусства, которое не такое страшное, как может показаться на первый взгляд. Про творчество в пандемию, дань памяти прославленному деду, звёзд современного искусства и новые проекты разговаривали с Анастасией Кузнецовой-Руф и Иваном Коршуновым. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Иван: Это настоящие звезды, которые «ой как здорово, что согласились», потому что мы на их работах учились. Интересная история с «Синими носами», которые присоединились к нам в Новосибирске, где у них своя штаб-квартира. Когда они пришли там на открытие выставки, то сразу сказали, что у них есть работы созвучные с нашей темой и хотели бы поучаствовать. Мы были впечатлены и только думали: «Мы на ваших работах, ну не то чтобы выросли, но изучали». Когда, например, в Институте проблем современного искусства учились, нам это всё показывали. А тут они сами приходят и просятся в наш проект. Это было очень приятно.

Анастасия: Вдруг мы поняли, что дожили до того момента, когда можем предлагать старшему поколению художников участие в нашем проекте и им это интересно.

После того как все поддержали идею было самое весёлое. Я поняла, что у многих работ нет, потому что это реальная проблема у востребованных художников, тем собственно и подтверждается, что они востребованы. Потому что они расписаны либо по выставкам, либо по аукционам, ярмаркам и так далее.

Дальше самое сложное — просить сделать работу специально для выставки. Если бы меня так попросил куратор, то я бы отказалась или отдала бы, что у меня готовое есть. Нельзя объять необъятное. Но поскольку была пандемия, мы все друзья, ребята сказали — «сделаем». Так что это действительно премьера. В Москве уже спрашивают, что это за работы и откуда они взялись. Потому что коллекционеры следят практически за всеми, кто представлен на этой выставке. Более того, коллекционеры знают где какие работы находятся — что в одной галерее, что в другой. А есть люди, которые в мастерских у многих бывали и ждут следующих проектов, следят за расписанием выставок, чтобы успеть пополнить коллекции. Аукционы отслеживаются. И у многих новых работ практически не бывает, потому что есть такой багаж, который дальше на вторичный рынок и так далее.

То, что мы сейчас привезли картины 22-23 года — это просто уау! Я думаю, если не в учебниках истории, то на страницах истории искусств эти произведения появятся.


А как возникла история именно со сказками?

Анастасия: Во-первых, это такая дань памяти моему деду Леониду Трофимовичу Кузнецову, который был книжным иллюстратором. Несколько поколений выросли на детских книгах, которые он проиллюстрировал, когда работал в издательстве «Детская литература». Оно снабжало без преувеличения всю страну детскими книгами, среди которых было очень много сказок. Поэтому для меня он такой сказочник, не только основной учитель, основная база моего воспитания художественного.

Иван: Все родом из Советского Союза, так навскидку мало кто помнит, а когда книжку показываешь с иллюстрациями, говорят: «О, так у меня такая же была».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Анастасия: Я подумала, что эта тема ему была бы очень приятна. Его уже 15 лет со мной нет, но я всё равно уверена, что он сейчас видит. К тому же в этом году у него юбилей — 95 лет было бы, так что это ещё и подарок. Он персональной выставке далеко не так бы радовался, как если бы понимал что в современном искусстве идёт не просто продолжение фигуративного искусства, не просто люди, которые умеют рисовать выставились все в одном месте, а это всё рисующие художники, с хорошей академической базой. И это такая родная тема для каждого, то что сближает всех. Как в американских блокбастерах, чтобы объединить население на планете рассказывают, что её могут уничтожить и нужно всем встать на защиту. Вот я подумала, что если мы едем по России, то сказки — это именно то, что всех сблизит и будет общим.

Иван: Это ни в коем случае не иллюстрации, скорее такой наш культурный код, который повлиял на формирование нашего мировоззрения. Причём представлены не только русские сказки, есть европейские — Льюис Кэрролл, Андерсон и так далее. Всё это нам читали в детстве, всё это мы хорошо знаем, но как художники представляем скорее преображение, то есть новый взгляд на эту сказочную действительность. Сказки в данном случае являются отправной точкой для мышления, фантазии и осмысления каких-то новых концепции и так далее.

Кого бы вы хотели видеть на этой выставке? Для кого она?

Анастасия: По моим ощущениям — это максимально широкая аудитория, что отвечает и моим задачам. Потому что мне хотелось показать, что современное искусство не опасно, оно не какое-то такое неприятное и корявое, а очень красивое разное, как и наши сказки. Наверное, нашу выставку можно назвать семейной, хотя современное искусство и семейная выставка — это такой оксюморон. Но тут получилось заинтересовать всех и показать взрослым — смело ведите детей и идите сами, потому что тут есть о чём подумать. 

Детям — узнать сказочных персонажей в современной трактовке. Молодёжи клёво, потому что они увидят самое интересное, самое топовое, что есть сейчас в современном искусстве у нас в стране и тех художников, которые пользуются популярностью во всём мире. 

Иван: Это тоже немаловажная деталь. Мы собрали тех, кто, что называется, на острие копья современного искусства, и все ныне действующие боевые единицы.

Анастасия: Среднему поколению это однозначно будет интересно, потому что это синтез им понятного классического искусства и современного. Ну и если быть меркантильными, а такие вопросы тоже есть, ничего не поделать, то здесь представлены одни из самых дорогих художников, которые реально продаются. И понятно, что вся эта выставка рано или поздно, но точно разойдётся по коллекциям. Хорошо, если музеи смогут приобрести себе, но скорее всего в наш рыночный век это разойдется по частным коллекция. Но можно будет говорить: «Я видел».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

А какую уже обратную связь получили? Как воспринимают зрители выставку?

Анастасия: С большим энтузиазмом. Многие были действительно приятно удивлены. Московская публика, конечно, видит многое и им гораздо меньше было бы нужно объяснять кто эти люди и что здесь происходит. Мы тут больше рассказываем что привезли, но это совершенно для нас не зазорная история, не фанаберия никакая из серии «боже, ну про таких людей надо знать». Мы с удовольствием это делаем, собственно для того придумали и затеяли. Я сейчас даже думаю, не слишком ли амбициозная такая просветительской миссия, мол сейчас приеду и вам тут всё расскажу. А оказывается, это очень нужна история, большинство действительно не знает что это за художники. Причём не просто на зрительском обывательском уровне, а даже некоторые работники музеев. Но это не проблема, вот мы приехали и рассказываем, показываем, причём лучшие экземпляры, хороших художников, за которых не стыдно.

Есть уже какие-то планы на будущее, после того, как выставка завершится? Может ещё одну такую?

Анастасия: Про дубль два я не думала. Более того, я даже не думала, когда всё это начинала, что это дальше письменного стола двинется. Но проведение дало нам возможности. Когда я отправила предложения подобного проекта, увидела горящие глаза куратора и принимающих сторон музеев, то подумала: «Ух ты, наверное это действительно то, что сейчас хорошо».

Иван: У меня из этого родился новый проект, мой персональный. Называется «Страшные сказки». Я так думаю, что часть работ этой выставки войдёт в проект мой будущий. Страшные сказки, потому что живёт в тревожное, непростое время. Это такая рефлексия и осмысление того страха и ужаса, который нас окружает. Но надо двигаться дальше, нельзя сидеть в ватной коробке и всего бояться. Надо пользоваться, что господь нам дал этот день.


А какие в принципе нужны детям сказки? Добрые со счастливым концом, как у Диснея или вот такие страшные?

Иван: Разные должны быть сказки — и страшные, и добрые. Хэппи-энд он для чего нужен — чтобы некоторый катарсис произошёл. Есть у героя испытание, он его прошёл и в конечном итоге какую-то награду получил — или катарсис, или какое-то внутреннее преображение. Кстати, во многих сказках это тоже отличается. Вот был-был-был дурак, а в конце королём стал умнейшим. И страшные сказки тоже важны. В нашей культуре, правда, их не так много, в отличие от европейской, например. Это знакомство маленького ребёнка с большим миром и тоже немаловажный фактор. Для взрослых это больше, как культурный код работает.

Анастасия: Практические все мелодрамы и комедии — это сказки и они для взрослых. Когда это условно основано на реальных событиях, немного фантазии и счастливый конец — то вот тебе и сказка для взрослых. Я тоже считаю, что сказки нужны всякие, особенно детям. Сказка — это модель будущего мира только в удобной небольшой форме. Нужна сказка и классическая, где русалочка умирает, потому что это история про жертвенную любовь и ребёнка надо с ней знакомить обязательно, что есть такое понятие в жизни и есть где пользовательское счастливое беспечная любовь где она выходит замуж за принца. Здорово что есть и так, и так. 

Выставка работает до 20 августа
Красноярский художественный музей имени Сурикова (проспект имени газеты «Красноярский рабочий» 68)
Фото: Дарья Кривицкая/Культура24

Читайте также