НОЧЬ В СТИЛЕ ФЬЮЖН
В Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина состоялась премьера спектакля “XII ночь, или Как вам будет угодно” по комедии Шекспира в постановке главного режиссёра Олега Рыбкина. Первые впечатления от спектакля.
Фото: Евгений Черняев
В Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина состоялась премьера спектакля “XII ночь, или Как вам будет угодно” по комедии Шекспира в постановке главного режиссёра Олега Рыбкина. Именно с этим спектаклем труппа драмтеатра впервые вышла на свою отреставрированную сцену после трёхлетнего перерыва.
Произведение английского классика любят театры. “Двенадцатая ночь” очень сценическая вещь, комедия ошибок, которая даёт массу возможностей для озорства и неуёмной фантазии постановщика. Двенадцатая ночь после Рождества была концом зимних праздников, и она отмечалась особенно бурным весельем. К такому случаю и была приурочена комедия, для которой Шекспир не искал названия, предложив публике считать её “чем угодно”. Этим не преминул воспользоваться режиссёр Олег Рыбкин.
Кораблекрушение разлучает двух юных близнецов: Виолу (Анастасия Малеванова) и Себастьяна (Станислав Линецкий). Виола, оказавшись в чужой стране, переодевается в мужскую одежду и, назвавшись Цезарио, устраивается при дворе герцога Орсино… Иллирия, где разворачиваются события — место вымышленное, поэтому режиссёр не стал делать привязок не только территориально, но и по времени. В какие времена происходит эта история, абсолютно непонятно. Актёры говорят то шескпировским слогом, поют сонеты и сочинения вагантов, то вдруг сыплют цитатами из советских кинофильмов. “Вы звери, господа!” — отчего-то констатирует разбуженный среди ночи пьяным весельем рассерженный Мальволио в исполнении Данила Коновалова. Да и шуточка “опустите мне ноги” тоже явно не из шекспировского репертуара. Актёры то предстают на сцене в шикарных платьях с явным намёком на реальность века этак семнадцатого, то выходят в ультрасовременных одеяниях… Меняется даже манера разговора. Сначала герцог Орсино (заслуженный артист России Эдуард Михненков) больше похож на старого рокера (в шляпе и короткой кожаной куртке), который познал в жизни всё и вся… Он так пресыщен, что ищет ярких красок и страданий в безответной любви. В конце же представления перед нами — франт в вычурных а ля старинных многослойных одеяниях.
Не обошлось на премьера без технических накладок. Во втором акте представления на сцене полностью исчез свет — всё погрузилось во тьму. На какой-то момент актёры растерялись, но тут же взяли себя в руки и продолжили сцену. “Вечерело”, — послышался со сцены голос актёра Владимира Пузанова, играющего в спектакле шута. Все рассмеялись, светотехники включили свет в зрительном зале, и спектакль был продолжен. Постепенно, в течение нескольких минут, заработали и все световые приборы на сцене.
Надо сказать, что старейший театр Красноярска не просто был полностью отремонтирован. Обновлённая сцена в качестве приданого получила абсолютно новое современное оборудование — от световых приборов до различных подъёмников, мобильных модулей и так далее. Но, как известно, ко всему новому необходимо приспособиться, научиться им управлять. Сроки же между датой, когда труппу и службы театра пустили в своё помещение, и премьерой были авральными, что, вероятно, и стало причиной технических казусов во время спектакля. По всей видимости, техническим службам театра немного не хватило времени, чтобы овладеть автоматизированной системой в совершенстве. Но кроме этой маленькой заминки, всё прошло гладко. Подвижные модули создавали разноуровневое пространство на сцене, световые эффекты украшали представление…
Несмотря на все достоинства — визуальные, актёрские и смысловые, “Двенадцатая ночь” в изложении театра Пушкина и Олега Рыбкина явно спектакль не для всех. Вряд ли она понравится старшему поколению, которое ждёт классики — исторических костюмов, аутентичного текста и традиционного прочтения. Здесь их нет или почти нет. Но зато очень много музыки и песен, исполненных вживую. Особенно полно раскрыто в спектакле творчество “митьков”, в частности, группы “АукцЫон” и Алексея Хвостенко. “Орландина” в исполнении двух заслуженных артистов Владимира Пузанова (шут Фесте) и Андрея Киндякова (сэр Тоби Белч) была прекрасна, именно эти два характерных персонажа и задали тон весёлого театрального капустника всему происходящему на сцене. (Впрочем, в качестве певцов выступили все участники постановки, создав из классической комедии практически мюзикл в стиле рок.) Не знаю, потянулся ли кто-то из зрителей после премьеры к томику Шекспира, лично я все выходные слушал группу “АукцЫон”.
Нюанс
Предположительно, пьеса “Двенадцатая ночь” была окончена Шекспиром в 1601 году. Главная мужская роль — Орсино, вероятно, была подсказана герцогом Браччианским, итальянским аристократом, который посетил в те времена Лондон. Подобный сюжет типичен для итальянских новелл, но основным источником комедии является история об Аполлонии и Силле из “Прощания с военным делом” британского воина и писателя Барнаби Рича. Премьера “Двенадцатой ночи” состоялась 2 февраля 1602 года в Мидл-Темпл (судебный двор, расположенный в квартале, в котором проживали юристы), в Лондоне.
Источник: Городские новости. 2015. 2 марта