24 марта 2015
О БЕДНОМ ПИСАТЕЛЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
Писатель, председатель правления регионального отделения Литературного фонда России, заместитель главного редактора журнала "День и ночь" Александр Астраханцев рассуждает о проблемах красноярской литературы и предлагает пути их решения.
Автор: Александр АСТРАХАНЦЕВ
Итак, президент России Владимир Путин объявил 2015 год Годом литературы. В начале февраля наш губернатор Виктор Толоконский, соответственно, провёл в краевой научной библиотеке совещание, в котором приняли участие все, кто причастны к проведению Года литературы в крае.
Наши надежды...
Прошла зима, пришла весна. Может быть, пора подвести какие-то "предварительные итоги" начала такого знаменательного года? Мы ведь хорошо знаем: вроде бы улита едет, когда-то будет, а между тем пока раскачаемся, как год проскочит, и мы, как всегда, ничего не успеем...
Среди приглашённых на то совещание были и несколько красноярских писателей. Хотя время было ограничено, а присутствующих было много и высказаться хотели едва ли не все, однако писатели смогли озвучить несколько своих предложений, касающихся главным образом продвижения художественной литературы Красноярья навстречу читателям.
Во-первых, была озвучена просьба, в связи с приближением 70-летия Победы, издать в 2015 году книги двух ныне здравствующих писателей, участников Великой Отечественной войны - Ивана Уразова и Анатолия Зябрева,- ведь это наш долг перед ними. Во-вторых, в связи с тем, что в школьных, сельских и районных библиотеках почти полностью исчезли книги красноярских авторов, причём многие из этих книг - исторические романы, фантастика, краеведческая литература, поэзия - стали региональной классикой, было высказано пожелание возобновить издание этих книг в сериях "Писатели на берегах Енисея" и "Поэты на берегах Енисея". Хотелось бы, чтобы эти книги не были огромными фолиантами - пусть их объём составляет всего 200-300 страниц,- но тиражи их должны быть достаточными, чтобы восполнить их огромный дефицит в библиотеках.
И в-третьих, было предложено издавать газету "Культура Красноярья" с обязательным электронным вариантом. Для краевой культуры это очень актуально: ведь ни одна красноярская газета (кроме, может быть, "Красноярского рабочего") и ни один телевизионный канал не дают практически никакой информации о культурных событиях в крае. Какой бы хотелось видеть эту газету? Наполненной микрорецензиями на прошедшие культурные события, портретами артистов, музыкантов, художников, писателей (чтобы красноярцы знали их в лицо) и, конечно же, сосредоточенной в одном месте информацией о предстоящих спектаклях, концертах, художественных выставках и других культурных событиях.
...И наши проблемы
У писателей накопилось ещё множество предложений по улучшению книжного дела в крае, которые остались за пределами того совещания, и, чтобы чётче озвучить их, я решил их пронумеровать.
1. Как бы то ни было, книги красноярских писателей, хоть и понемногу, но всё же выходят. Однако при этом возникает проблема их реализации и рекламы.
Когда-то после приватизации книжных магазинов их владельцы обязывались принимать на реализацию красноярскую книжную продукцию, но в настоящее время почти все красноярские книжные магазины (да и периферийные тоже) перешли в собственность к москвичам, которые навязывают магазинам только московскую коммерческую книжную продукцию и запрещают продавать местную.
Библиотеки края также отказываются покупать местную книжную продукцию, ссылаясь на некий местный закон о "преференциях", которые якобы должны выигрывать книготорговые организации по конкурсу. Причём выигрывают их никому не известные организации, которые сбывают библиотекам тоже московскую коммерческую книжную продукцию. Да ещё среди них есть фирмы-однодневки, которые, получая предоплату, исчезают затем в небытие.
2. В настоящее время информация о любых товарах, в том числе и о книжной продукции, всё шире перемещается в Интернет. Но имеют там свои информационные сайты лишь единицы из красноярских писателей, большинство же таких возможностей не имеет. Хотелось бы, чтобы в Интернете появился постоянно обновляемый сайт красноярских профессиональных писателей.
3. Одно из мощных средств рекламы качественной литературы - учреждение ежегодных литературных премий. В настоящее время в России их существует более 150; примерно половина - в Москве и Санкт-Петербурге, другая - почти во всех регионах страны; однако красноярцам доступ к ним практически закрыт: столичные премии, как правило, достаются столичным писателям, а региональные - жителям соответствующих регионов. Кто-то может спросить: а почему вы не участвуете хотя бы в столичных всероссийских конкурсах? Отвечаем: посылаем туда свои книги и журнальные публикации, да только они возвращаются в нераспечатанных посылках; жюри даже не забирает их с почты - отвечает, что у них нет людей носить их оттуда.
В Красноярске давно уже учреждена литературная премия имени В. П. Астафьева, но она - для дебютантов моложе 35 лет, а вот для оценки деятельности профессионалов конкурса не существует. Мы неоднократно предлагали краевой администрации свои предложения на этот счёт, но пока - никаких ответов. Мы даже название придумали: "Губернаторская литературная премия имени Александра Степанова" (А. П. Степанов - первый красноярский губернатор первой половины XIX века, бывший сам поэтом и прозаиком). Размер премии предложили сделать небольшим (чтобы не "напрягать" краевой бюджет): всего по 1 тысяче условных единиц (у. е.) в трёх номинациях: "Проза", "Поэзия" и "Публицистика". Значение премии в другом: можно придать этим ежегодным событиям резонанс путём обсуждения литературного процесса на страницах газет, на телевидении, выступлений писателей в школах, библиотеках.
4. Кстати, ещё немного о первом губернаторе края А. П. Степанове: до Октябрьской революции в Красноярске существовала улица имени Александра Степанова, но после революции её переименовали в улицу Диктатуры Пролетариата. Может быть, воспользовавшись Годом литературы, стоит вернуть улице прежнее название?..
5. В крае работает грантовая программа "Книжное Красноярье", и в её рамках печатаются много хороших книг. Но - странное дело! - из этой программы исключено издание авторских книг художественной литературы. А ведь в ней можно было бы издавать лауреатов премии имени А. Степанова...
Правда, красноярские писатели и поэты, хоть и изредка, но становятся лауреатами всероссийских конкурсов; можно было бы печатать в упомянутой грантовой программе и их тоже. Но вот наш писатель-фантаст, лауреат нескольких всероссийских премий Михаил Успенский умер недавно, так и не дождавшись издания в родном крае ни одной своей книги за последние годы. В районном центре Назарово живёт поэт Сергей Ставер, тоже ставший лауреатом нескольких всероссийских литературных премий; мы пробовали просить краевую администрацию помочь с изданием его поэтической книги в краевом центре, однако поддержки пока что не получили.
6. Ещё одна литературная, даже культурная проблема: создание положительного образа, имиджа края. Посмотрите, как "раскручен" нашими соседями-иркутянами имидж Байкала! Только на телевидении чуть ли не ежедневно мелькает информация о нём; в результате туда едут туристы не только со всей России, но и из-за границы. И наша красноярская молодёжь летом валит туда толпами, а ведь в нашем огромном крае, от Саян до Таймыра, красот и чудес природы можно найти не меньше - но ведь некому взяться за его "раскрутку"!
Мало того, в последние годы в столичных периодических изданиях, даже в "гламурных" журналах, оживает интерес к Сибири, в том числе и к Красноярскому краю; иногда раздаются звонки из столицы: "У вас в крае - такие грандиозные события: строятся огромные предприятия, ГЭС, осваиваются новые месторождения, тянутся нефте- и газопроводы,- дайте нам литературный очерк об этом!" Следует добавить, что полновесные литературные очерки оказывают неоценимую помощь властям в формировании привлекательного образа края,- но никто из писателей писать очерки нынче не хочет. Почему? Да потому, что если, например, поэт написал стихотворение - он его публикует сначала в газете, потом в журнале, потом в сборнике, потом - в книге; писание же очерка - дело разовое: однажды опубликовал - и забыл навсегда. Стало быть, труд этот должен быть соответствующим образом оплачен. Давайте прикинем примерную его стоимость: работа над "приличным" журнальным очерком занимает около месяца; среднемесячная зарплата по краю составляет примерно 25 тысяч рублей - это если брать в расчёт и сторожей, и уборщиц; работники же высокоинтеллектуального труда получают, наверное, раза в два больше, а ведь писательство - труд именно такой; да если ещё добавить к этому тысяч десять-пятнадцать на поездку в какой-нибудь дальний район, чтобы пожить там немного, осмотреться, пообщаться с будущими героями,- так что стоимость такого очерка любой может подсчитать сам.
7. Следующая проблема - связь литературы и театра; основа этой связи - пьеса. Уверяю вас: у каждого уважающего себя писателя есть в "заначке" пьеса, а то и две-три. Больше писать их нет смысла, потому что всякий главный режиссёр театра скажет вам с порога, даже не заглянув в текст: "Пьесы нам не нужны!"
Я как-то решил докопаться: почему они не хотят ставить местных пьес? - и один из режиссёров откровенно объяснил мне причину. Дело в том, что собственной режиссёрской школы в Красноярске - да и в Сибири вообще - нет; главных режиссёров обычно приглашают из Москвы и Петербурга. При этом едут к нам режиссёры, не нашедшие достойной работы в столицах, причём едут, не зная ни города, ни театра, ни местной драматургии, ни местной публики, и едут с одним намерением: как можно быстрей вернуться, потому что Красноярск в понимании столичного театрального работника - глубочайшая провинция (один только авиабилет туда и обратно стоит двадцать тысяч). Но чтобы вернуться "на коне", ему нужно поставить какой-нибудь "суперсовременный" спектакль, увезти его на театральный фестиваль, лучше всего заграничный, и получить там диплом лауреата. При этом по какой-то странной прихоти на заграничных театральных фестивалях предпочитают российские спектакли, имеющие три "экзотических" компонента: во-первых, русский мат, во-вторых, эпизоды с раздеванием героинь (или ещё "погорячее") и, в-третьих, поливание грязью русского народа и России вообще,- без этих компонентов спектакль вроде как российским и назвать-то трудно.
Перед тем, как приехать, режиссёр, естественно, заключает с театром (или министерством культуры?) договор, в котором вместе с бытовыми условиями оговаривает, сколько и каких именно премьер он должен в театре поставить. Интересно, какие же "суперсовременные" пьесы он неизбежно берёт для этого?.. Естественно, пьесы хорошо знакомых, проверенных "в деле" авторов. А мы потом удивляемся и плюёмся: отчего на наших сценах столько грязи и пошлости? - и нам становится стыдно перед детьми и юношеством, которые тоже пришли смотреть на эту грязь и пошлость.
Чтобы избежать всего этого, предлагаю ввести в практику местных драмтеатров два правила: во-первых, репертуар театра постоянно должен иметь, пусть на конкурсной основе, хоть один спектакль по драматургии регионального автора (пьеса или сценарий по региональной прозе); во-вторых, при каждом драмтеатре должна работать общественная репертуарная комиссия из авторитетных в области культуры горожан (такое правило в российских театрах до революции существовало - ответственность за репертуар брал на себя город).
Конечно же, режиссёры буквально взвоют: "Ущемление свободы творчества!" - но на это должен быть один ответ: желаете полной свободы творчества - создавайте собственный театр (теперь это возможно) и самовыражайтесь, как хотите (теперь и это возможно), а в государственном театре, состоящем на бюджете города или края, будьте добры соблюдать общепринятые общественные и нравственные нормы.
8. Ещё один вопрос, о котором хотелось бы сказать,- о культурных связях с Китаем. Мы знаем, что многие красноярские художники наладили с ним прочные связи: подолгу трудятся там, возят туда продавать свои работы. Да ведь и в самом деле: под боком у нас великая и богатеющая на глазах страна, с которой сам Бог велел налаживать всесторонние связи, в том числе и культурные!
Редакция журнала "День и ночь" делала попытку наладить контакты с Китаем литературным: нашла, заказала перевод и опубликовала статью современного китайского писателя, нобелевского лауреата за 2012 год Мо Яня "Литературная жизнь в Китае" (журнал "ДиН", N 2, 2013 год), но на этом наши контакты и закончились - на продолжение их у нас нет ни сил, ни средств: нужны переводчики, встречи, личные связи. А ведь, наверное, и красноярские писатели могли бы заинтересовать китайцев своими литературными достижениями?
Нам кажется, вообще настала пора налаживать широкие культурные связи края с каким-либо китайским регионом - ведь, наверное, и красноярским театрам, музыкантам, композиторам, кинодеятелям есть что показать китайцам? Но без помощи краевой администрации наладить эти связи практически невозможно.
9. И последнее, что хотелось сказать: в связи с объявленным в России Годом литературы я заглянул в Интернет - посмотреть: что делается в этом направлении в других регионах? - и нашёл интересную информацию: областное правительство соседнего региона, Новосибирской области (из которой, кстати, приехал к нам нынешний губернатор), собирается потратить на развитие культуры с 2015 по 2020 год аж 12,36 миллиарда рублей. А ведь в этом регионе нет ни великих ГЭС, ни больших промышленных запасов древесины, ни богатейших залежей угля, цветных металлов, нефти, газа, золота и прочих весьма ценных полезных ископаемых - регион живёт в основном только за счёт труда и интеллекта своих граждан. Причём, что тоже очень интересно, один из тезисов этой программы звучит так: "Поддержка творческого энтузиазма в области искусства является такой же обязанностью государства, как поддержка фундаментальной науки".
Прочитав всё это, я задался естественным вопросом: а сколько, интересно, собирается потратить на эти же цели и в эти же сроки правительство нашего необыкновенно богатого региона - или эти цифры так и останутся для нас, смертных, тайной за семью печатями?
Источник: Красноярский рабочий. 2015. 24 марта
Итак, президент России Владимир Путин объявил 2015 год Годом литературы. В начале февраля наш губернатор Виктор Толоконский, соответственно, провёл в краевой научной библиотеке совещание, в котором приняли участие все, кто причастны к проведению Года литературы в крае.
Наши надежды...
Прошла зима, пришла весна. Может быть, пора подвести какие-то "предварительные итоги" начала такого знаменательного года? Мы ведь хорошо знаем: вроде бы улита едет, когда-то будет, а между тем пока раскачаемся, как год проскочит, и мы, как всегда, ничего не успеем...
Среди приглашённых на то совещание были и несколько красноярских писателей. Хотя время было ограничено, а присутствующих было много и высказаться хотели едва ли не все, однако писатели смогли озвучить несколько своих предложений, касающихся главным образом продвижения художественной литературы Красноярья навстречу читателям.
Во-первых, была озвучена просьба, в связи с приближением 70-летия Победы, издать в 2015 году книги двух ныне здравствующих писателей, участников Великой Отечественной войны - Ивана Уразова и Анатолия Зябрева,- ведь это наш долг перед ними. Во-вторых, в связи с тем, что в школьных, сельских и районных библиотеках почти полностью исчезли книги красноярских авторов, причём многие из этих книг - исторические романы, фантастика, краеведческая литература, поэзия - стали региональной классикой, было высказано пожелание возобновить издание этих книг в сериях "Писатели на берегах Енисея" и "Поэты на берегах Енисея". Хотелось бы, чтобы эти книги не были огромными фолиантами - пусть их объём составляет всего 200-300 страниц,- но тиражи их должны быть достаточными, чтобы восполнить их огромный дефицит в библиотеках.
И в-третьих, было предложено издавать газету "Культура Красноярья" с обязательным электронным вариантом. Для краевой культуры это очень актуально: ведь ни одна красноярская газета (кроме, может быть, "Красноярского рабочего") и ни один телевизионный канал не дают практически никакой информации о культурных событиях в крае. Какой бы хотелось видеть эту газету? Наполненной микрорецензиями на прошедшие культурные события, портретами артистов, музыкантов, художников, писателей (чтобы красноярцы знали их в лицо) и, конечно же, сосредоточенной в одном месте информацией о предстоящих спектаклях, концертах, художественных выставках и других культурных событиях.
...И наши проблемы
У писателей накопилось ещё множество предложений по улучшению книжного дела в крае, которые остались за пределами того совещания, и, чтобы чётче озвучить их, я решил их пронумеровать.
1. Как бы то ни было, книги красноярских писателей, хоть и понемногу, но всё же выходят. Однако при этом возникает проблема их реализации и рекламы.
Когда-то после приватизации книжных магазинов их владельцы обязывались принимать на реализацию красноярскую книжную продукцию, но в настоящее время почти все красноярские книжные магазины (да и периферийные тоже) перешли в собственность к москвичам, которые навязывают магазинам только московскую коммерческую книжную продукцию и запрещают продавать местную.
Библиотеки края также отказываются покупать местную книжную продукцию, ссылаясь на некий местный закон о "преференциях", которые якобы должны выигрывать книготорговые организации по конкурсу. Причём выигрывают их никому не известные организации, которые сбывают библиотекам тоже московскую коммерческую книжную продукцию. Да ещё среди них есть фирмы-однодневки, которые, получая предоплату, исчезают затем в небытие.
2. В настоящее время информация о любых товарах, в том числе и о книжной продукции, всё шире перемещается в Интернет. Но имеют там свои информационные сайты лишь единицы из красноярских писателей, большинство же таких возможностей не имеет. Хотелось бы, чтобы в Интернете появился постоянно обновляемый сайт красноярских профессиональных писателей.
3. Одно из мощных средств рекламы качественной литературы - учреждение ежегодных литературных премий. В настоящее время в России их существует более 150; примерно половина - в Москве и Санкт-Петербурге, другая - почти во всех регионах страны; однако красноярцам доступ к ним практически закрыт: столичные премии, как правило, достаются столичным писателям, а региональные - жителям соответствующих регионов. Кто-то может спросить: а почему вы не участвуете хотя бы в столичных всероссийских конкурсах? Отвечаем: посылаем туда свои книги и журнальные публикации, да только они возвращаются в нераспечатанных посылках; жюри даже не забирает их с почты - отвечает, что у них нет людей носить их оттуда.
В Красноярске давно уже учреждена литературная премия имени В. П. Астафьева, но она - для дебютантов моложе 35 лет, а вот для оценки деятельности профессионалов конкурса не существует. Мы неоднократно предлагали краевой администрации свои предложения на этот счёт, но пока - никаких ответов. Мы даже название придумали: "Губернаторская литературная премия имени Александра Степанова" (А. П. Степанов - первый красноярский губернатор первой половины XIX века, бывший сам поэтом и прозаиком). Размер премии предложили сделать небольшим (чтобы не "напрягать" краевой бюджет): всего по 1 тысяче условных единиц (у. е.) в трёх номинациях: "Проза", "Поэзия" и "Публицистика". Значение премии в другом: можно придать этим ежегодным событиям резонанс путём обсуждения литературного процесса на страницах газет, на телевидении, выступлений писателей в школах, библиотеках.
4. Кстати, ещё немного о первом губернаторе края А. П. Степанове: до Октябрьской революции в Красноярске существовала улица имени Александра Степанова, но после революции её переименовали в улицу Диктатуры Пролетариата. Может быть, воспользовавшись Годом литературы, стоит вернуть улице прежнее название?..
5. В крае работает грантовая программа "Книжное Красноярье", и в её рамках печатаются много хороших книг. Но - странное дело! - из этой программы исключено издание авторских книг художественной литературы. А ведь в ней можно было бы издавать лауреатов премии имени А. Степанова...
Правда, красноярские писатели и поэты, хоть и изредка, но становятся лауреатами всероссийских конкурсов; можно было бы печатать в упомянутой грантовой программе и их тоже. Но вот наш писатель-фантаст, лауреат нескольких всероссийских премий Михаил Успенский умер недавно, так и не дождавшись издания в родном крае ни одной своей книги за последние годы. В районном центре Назарово живёт поэт Сергей Ставер, тоже ставший лауреатом нескольких всероссийских литературных премий; мы пробовали просить краевую администрацию помочь с изданием его поэтической книги в краевом центре, однако поддержки пока что не получили.
6. Ещё одна литературная, даже культурная проблема: создание положительного образа, имиджа края. Посмотрите, как "раскручен" нашими соседями-иркутянами имидж Байкала! Только на телевидении чуть ли не ежедневно мелькает информация о нём; в результате туда едут туристы не только со всей России, но и из-за границы. И наша красноярская молодёжь летом валит туда толпами, а ведь в нашем огромном крае, от Саян до Таймыра, красот и чудес природы можно найти не меньше - но ведь некому взяться за его "раскрутку"!
Мало того, в последние годы в столичных периодических изданиях, даже в "гламурных" журналах, оживает интерес к Сибири, в том числе и к Красноярскому краю; иногда раздаются звонки из столицы: "У вас в крае - такие грандиозные события: строятся огромные предприятия, ГЭС, осваиваются новые месторождения, тянутся нефте- и газопроводы,- дайте нам литературный очерк об этом!" Следует добавить, что полновесные литературные очерки оказывают неоценимую помощь властям в формировании привлекательного образа края,- но никто из писателей писать очерки нынче не хочет. Почему? Да потому, что если, например, поэт написал стихотворение - он его публикует сначала в газете, потом в журнале, потом в сборнике, потом - в книге; писание же очерка - дело разовое: однажды опубликовал - и забыл навсегда. Стало быть, труд этот должен быть соответствующим образом оплачен. Давайте прикинем примерную его стоимость: работа над "приличным" журнальным очерком занимает около месяца; среднемесячная зарплата по краю составляет примерно 25 тысяч рублей - это если брать в расчёт и сторожей, и уборщиц; работники же высокоинтеллектуального труда получают, наверное, раза в два больше, а ведь писательство - труд именно такой; да если ещё добавить к этому тысяч десять-пятнадцать на поездку в какой-нибудь дальний район, чтобы пожить там немного, осмотреться, пообщаться с будущими героями,- так что стоимость такого очерка любой может подсчитать сам.
7. Следующая проблема - связь литературы и театра; основа этой связи - пьеса. Уверяю вас: у каждого уважающего себя писателя есть в "заначке" пьеса, а то и две-три. Больше писать их нет смысла, потому что всякий главный режиссёр театра скажет вам с порога, даже не заглянув в текст: "Пьесы нам не нужны!"
Я как-то решил докопаться: почему они не хотят ставить местных пьес? - и один из режиссёров откровенно объяснил мне причину. Дело в том, что собственной режиссёрской школы в Красноярске - да и в Сибири вообще - нет; главных режиссёров обычно приглашают из Москвы и Петербурга. При этом едут к нам режиссёры, не нашедшие достойной работы в столицах, причём едут, не зная ни города, ни театра, ни местной драматургии, ни местной публики, и едут с одним намерением: как можно быстрей вернуться, потому что Красноярск в понимании столичного театрального работника - глубочайшая провинция (один только авиабилет туда и обратно стоит двадцать тысяч). Но чтобы вернуться "на коне", ему нужно поставить какой-нибудь "суперсовременный" спектакль, увезти его на театральный фестиваль, лучше всего заграничный, и получить там диплом лауреата. При этом по какой-то странной прихоти на заграничных театральных фестивалях предпочитают российские спектакли, имеющие три "экзотических" компонента: во-первых, русский мат, во-вторых, эпизоды с раздеванием героинь (или ещё "погорячее") и, в-третьих, поливание грязью русского народа и России вообще,- без этих компонентов спектакль вроде как российским и назвать-то трудно.
Перед тем, как приехать, режиссёр, естественно, заключает с театром (или министерством культуры?) договор, в котором вместе с бытовыми условиями оговаривает, сколько и каких именно премьер он должен в театре поставить. Интересно, какие же "суперсовременные" пьесы он неизбежно берёт для этого?.. Естественно, пьесы хорошо знакомых, проверенных "в деле" авторов. А мы потом удивляемся и плюёмся: отчего на наших сценах столько грязи и пошлости? - и нам становится стыдно перед детьми и юношеством, которые тоже пришли смотреть на эту грязь и пошлость.
Чтобы избежать всего этого, предлагаю ввести в практику местных драмтеатров два правила: во-первых, репертуар театра постоянно должен иметь, пусть на конкурсной основе, хоть один спектакль по драматургии регионального автора (пьеса или сценарий по региональной прозе); во-вторых, при каждом драмтеатре должна работать общественная репертуарная комиссия из авторитетных в области культуры горожан (такое правило в российских театрах до революции существовало - ответственность за репертуар брал на себя город).
Конечно же, режиссёры буквально взвоют: "Ущемление свободы творчества!" - но на это должен быть один ответ: желаете полной свободы творчества - создавайте собственный театр (теперь это возможно) и самовыражайтесь, как хотите (теперь и это возможно), а в государственном театре, состоящем на бюджете города или края, будьте добры соблюдать общепринятые общественные и нравственные нормы.
8. Ещё один вопрос, о котором хотелось бы сказать,- о культурных связях с Китаем. Мы знаем, что многие красноярские художники наладили с ним прочные связи: подолгу трудятся там, возят туда продавать свои работы. Да ведь и в самом деле: под боком у нас великая и богатеющая на глазах страна, с которой сам Бог велел налаживать всесторонние связи, в том числе и культурные!
Редакция журнала "День и ночь" делала попытку наладить контакты с Китаем литературным: нашла, заказала перевод и опубликовала статью современного китайского писателя, нобелевского лауреата за 2012 год Мо Яня "Литературная жизнь в Китае" (журнал "ДиН", N 2, 2013 год), но на этом наши контакты и закончились - на продолжение их у нас нет ни сил, ни средств: нужны переводчики, встречи, личные связи. А ведь, наверное, и красноярские писатели могли бы заинтересовать китайцев своими литературными достижениями?
Нам кажется, вообще настала пора налаживать широкие культурные связи края с каким-либо китайским регионом - ведь, наверное, и красноярским театрам, музыкантам, композиторам, кинодеятелям есть что показать китайцам? Но без помощи краевой администрации наладить эти связи практически невозможно.
9. И последнее, что хотелось сказать: в связи с объявленным в России Годом литературы я заглянул в Интернет - посмотреть: что делается в этом направлении в других регионах? - и нашёл интересную информацию: областное правительство соседнего региона, Новосибирской области (из которой, кстати, приехал к нам нынешний губернатор), собирается потратить на развитие культуры с 2015 по 2020 год аж 12,36 миллиарда рублей. А ведь в этом регионе нет ни великих ГЭС, ни больших промышленных запасов древесины, ни богатейших залежей угля, цветных металлов, нефти, газа, золота и прочих весьма ценных полезных ископаемых - регион живёт в основном только за счёт труда и интеллекта своих граждан. Причём, что тоже очень интересно, один из тезисов этой программы звучит так: "Поддержка творческого энтузиазма в области искусства является такой же обязанностью государства, как поддержка фундаментальной науки".
Прочитав всё это, я задался естественным вопросом: а сколько, интересно, собирается потратить на эти же цели и в эти же сроки правительство нашего необыкновенно богатого региона - или эти цифры так и останутся для нас, смертных, тайной за семью печатями?
Источник: Красноярский рабочий. 2015. 24 марта