Пиковая дама: мистическая повесть Пушкина


10 лет назад режиссер Сергей Иванников поставил в красноярском театре кукол «Пиковую даму». По разным причинам этот спектакль то исчезал, то появлялся в репертуаре (последний раз его играли два года назад). И сейчас театр возвращает мистическую повесть Пушкина — в обновленным составе, с прежним режиссером. Премьера — 9 и 10 февраля.

Главную роль Германна исполнят артист-кукловод Александр Лозицкий и специально приглашенный артист театра Пушкина Станислав Линецкий.

Культура24 пообщалась с теми, кто сейчас возрождает «Пиковую даму», о постановке, актуальности, смыслах, сложностях и, конечно же, о магии кукольного театра.

Сергей Валерьевич Иванников — режиссер и художник постановки; заслуженный деятель искусств Хакасии, дважды лауреат театральной премии «Золотая маска», главный режиссер и художник Томского областного театра кукол «Скоморох». 


Как вы думаете, почему было решено восстановить «Пиковую даму»?

Сергей Иванников: В Красноярском театре кукол хотят, чтобы спектакль был, да и зрители спрашивают. Вечерний репертуар в кукольном театре обязательно нужен. Просто не все это делают. В основном театры работают только с детским репертуаром. Но сейчас, как говорится, дело пошло, и это правильно.

По жанру спектакль определяется как мистическая драма. В чем особенность спектакля? Была ли у вас задача показать именно мистическую драму?

Сергей Иванников: Пушкин сам все диктует — он же прекрасный сказочник, у него эта мистика «сквозит» очень здорово. К тому же у театра кукол есть большие возможности для фокусов и чудес, есть черный кабинет, сказочность. Спектакль идет час, и это опять-таки в стиле Пушкина. Произведение вообще гениально — рекордсмен по сжатости. И я тоже постарался его «не размазывать», а сохранить все эти особенности. Я всегда очень аккуратно отношусь к автору.

 

Не потеряет ли спектакль актуальности, ведь в Красноярске уже есть две постановки по аналогичному произведению — в театре Пушкина и театре оперы и балета?

Сергей Иванников: Этого не произойдет, потому что, во-первых, тема вечная — здесь все про нас, про сейчас. Во-вторых, спектакли абсолютно разные. Это даже интересно — посмотреть «Пиковую даму» в драмтеатре, опере, театре кукол, увидеть разные интерпретации.

Станислав Линецкий: «Пиковая дама» по смыслам близка к «Преступлению и наказанию». Оба произведения показывают, что часто молодые люди в погоне за своими, как им кажется, гениальными идеями, сходят с ума, причиняют вред не только себе, но и окружающим людям. Эти идеи-фикс банальны, ужасны и ничем не обоснованы. Такой идеей и заразился Германн — он захотел ни с того ни с сего разбогатеть, услышав некую мистическую историю, связанную с реальным человеком — графиней. Эта идея стала до такой степени преследовать Германна, что он пришел к графине и напугал бедную женщину до сердечного приступа. В конце концов идея так его поглотила, что он начал придумывать иллюзорный мир, в котором явилась графиня и открыла тайну трех карт. И для Пушкина, и для Достоевского, как мне кажется, самое страшное наказание человеку — это сойти с ума. А сойти с ума можно, если ты сам себя до этого будешь доводить, через собственные амбиции, эгоизм, подобные идеи-фикс.

На фото: Станислав Линецкий, исполнитель роли Германна

Почему в этой постановке акцент больше сделан на артистов, а не на куклы?

Александр Лозицкий: В «Пиковой даме» главные персонажи продублированы куклой. Наверное, имеется в виду, что мы, так или иначе, все куклы в руках судьбы, которая нами играет. Но все-таки пытаемся избавиться от этих пут, двигаться самостоятельно по жизни. Что-то удается, что-то нет. Я именно так это вижу и ощущаю.

Когда вы начали уже более плотно работать со Станиславом, ощутили какие-то различия между артистом драмы и артистом-кукольником? Может, как-то помогаете партнеру?

Александр Лозицкий: Мы оба друг другу помогаем — смотрим друг на друга, подмечаем какие-то нюансы и говорим о них. Такая работа происходит во всех театрах между разными актерами, разных жанров и стилей. Актеры — это, прежде всего, актеры. А поскольку данная роль не требует азов кукольного вождения, то нам со Станиславом симбиоз создать проще.


Фото: puppet24.com Александр Лозицкий, исполнитель роли Германна

Сергей Валерьевич, не могу не спросить о вашем отношении к кукольному театру вообще. Почему вы стали режиссером именно театра кукол? В чем лично для вас его магия?

Сергей Иванников: В этом отношении я очень счастливый человек — совмещаю работу и хобби (я и художник, и режиссер). Началось все, наверное, давно, с самого детства — любил рисовать, любил сказки. Может быть, здесь и какая-то мистика присутствует. Ведь я к этому пришел не сразу. Сначала закончил архитектурный институт и в один поворотный момент я решил, что театр кукол — мое, и не ошибся. Это радостно.

Я убежден, у театра кукол огромные возможности. Театр драмы не сделает то, что сделает кукольный. Ведь здесь ставят и Шекспира, и Гоголя, и Пушкина — все, что угодно. Главное — вкусно, грамотно и правильно к этому подойти.


Да, действительно, у театра кукол есть своя особая камерная магия. Но ведь и до сих пор существует стереотип о том, что театр кукол — только для детей...

Сергей Иванников: И это не хорошо. Важно воспитывать зрителя, что в театре кукол есть вечерний репертуар, что сюда можно прийти на вечерний спектакль так же, как в оперу и драму. Это складывается годами. Красноярск в этом плане молодец — сейчас активно нарабатывается вечерний репертуар. На этой сцене, в этом зрительном зале очень уютно, и можно ставить хорошие спектакли. Конечно, кому-то нужен размах. Но здесь прекрасно можно работать.

 

И еще один личный вопрос: есть ли у вас произведение, которое очень хочется превратить в кукольный спектакль?

Сергей Иванников: Много-много лет хочу поставить «Золушку», но мне все что-то мешает. Пока, к сожалению, не случается.


Кстати, «Пиковая Дама» — не единственный спектакль для взрослых, который идет в красноярском театре кукол. Есть постановка «Недоросль» по комедии Фонвизина. Есть «Хармс. Анекдоты. Случаи. Стихи». А в ближайшее время появится еще одна.

«Сейчас для взрослых мы ставим «Мелкого беса» по роману Федора Сологуба. Сказать, что произведение современное, нельзя, однако все равно текст будет прочитан современными художественными средствами. Почему режиссеры хотят поставить это? Потому что считают это произведение одним из самых актуальных сегодня. Классика вообще современна и вечна», — рассказывает Татьяна Попова, директор театра кукол.

Прийти на спектакль по бессмертной повести Пушкина в кукольный театр, значит, гарантированно приобщиться к мировой классической литературе, получить культурное и визуальное удовольствие.

Культура24 советует. 


Фото и текст: Ксения Махалова