Суриков Василий Иванович

Направление деятельности
Изобразительное искусство
Василий Иванович Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске.

Сильное стремление к обучению живописи заставило его сначала переехать в Санкт-Петербург, где в 1869-1875 годах он обучался в Петербургской Академии Художеств у знаменитого педагога Чистякова, который уже в те годы говорил о Сурикове как о лучшем ученике школы.

С 1877 года Василий Cуриков живет и работает в Москве, где  вступает в Товарищество Передвижных Художественных Выставок. В Москве Василий Иванович создал свои наиболее значительные произведения - монументальные исторические картины "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Березове" (1883), "Боярыня Морозова" (1887). С глубиной и проницательностью истинного историка художник раскрыл в них истоки трагических противоречий истории, показал борьбу исторических сил в петровское время, в период раскола. Главным действующим лицом в этих картинах выступает народная масса, представленная разнообразными типами, раскрывающими национальный русский характер.

Василия Сурикова привлекали сильные яркие личности, концентрирующие в себе бунтарский дух народа: исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине "Утро стрелецкой казни"; проникнутая страстью и фанатичной убежденностью подвижничества боярыня Морозова в одноименной картине. С большим мастерством и любовью к созданному народным гением передал художник облик площадей и улиц старой Москвы, заполненных толпой народа; изобразил одежду и утварь, вышивку, резьбу по дереву, религиозную архитектуру и деревенские сараи.

В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события. В его произведениях общий колорит, основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, ритм цветовых пятен, фактура и манера наложения красочных мазков служат важным средством передачи общего настроения, атмосферы изображаемого события, психологической характеристики персонажей.

В 1888 году, после неожиданной смерти жены, Василий Иванович впал в острую депрессию и охладел к живописи. Но художник не был сломлен. Своеобразным символом его тогдашнего просветления и возрождения служит гениальная картина "Исцеление слепорожденного Иисусом", в которой в облике прозревшего угадываются черты самого художника.

Преодолев, после поездки в Сибирь в 1889-90 годах, это тяжелое душевное состояние, он создал необычайно яркое, жизнерадостное полотно «Взятие снежного городка» (1891 год), запечатлевшее обобщенный образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья.

В исторических картинах 1890-х годов Суриков вновь обращается к национальной истории, останавливаясь на событиях, в которых проявлялись исторический дух, единство и мощь русского народа.
В картине "Покорение Сибири Ермаком" (1895 год) показан  исторический процесс включения Сибири и Дальнего Востока в состав Русского (Российского) государства со второй половины XVI до начала XX века. Полотно "Переход Суворова через Альпы" (1899 год) воспевает мужество и отвагу русской армии.
Следующая работа художника в историческом жанре – «Степан Разин» (1910 год). Помимо грандиозных произведений, написанных на сюжеты русской истории, Василий Суриков создавал также прекрасные камерные портреты, в которых проявилось портретное дарование мастера, его глубокий интерес к душевному миру простого русского человека.

Василий Иванович Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от хронической ишемической болезни сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.