Открытие Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина запланировано на конец января

Ученик прославленного режиссера Петра Фоменко, выпускник ГИТИСа Олег Рыбкин уже восемь лет является главным режиссером Красноярского драматического театра имени Пушкина. За это время он сумел превратить его в один из лучших региональных театров России. Сейчас труппа, три года путешествующая по различным площадкам города, готовится к премьерным спектаклям, которые должны состояться в обновленном после ремонта здании.

Олег Рыбкин родился в 1962 году в Керчи.
В 1993 году окончил Российскую академию театрального искусства (ГИТИС), мастерскую Петра Фоменко.
Дипломный спектакль – «Свадьба Кречинского» по А. Сухово-Кобылину – в 1993 году поставлен в Красноярском драматическом театре имени Пушкина.
В 1997–2002 годах – главный режиссер новосибирского театра «Красный факел».
С августа 2006 года – главный режиссер красноярского драматического театра им. Пушкина.
С 2008 года – художественный руководитель фестиваля современной драматургии «Драма. Новый Код» (ДНК).
Шесть раз номинирован на престижную театральную премию «Золотая маска».

О том, что ждать красноярцам от обновленного Пушкинского театра, рассказывает главный режиссер театра Олег Рыбкин.
  
– Когда театр закрывался на ремонт, эксперты опасались, что коллектив театра распадется. Этого удалось избежать?
– Почти три года мы играем на разных городских площадках. Труппа не только не распалась, но за три года поставила несколько громких премьерных спектаклей. Безусловно, все это время нам было непросто. Чтобы подготовиться к спектаклю, артисту необходимы элементарные условия – те же гримерки. В большинстве ДК, где нам приходилось выступать, артисты об этом только мечтали. Не говоря уже о том, что по соседству часто занимались дети и подростки, например, аэробикой или читали рэп. А в это время шел наш спектакль… Стоит ли говорить, насколько это было неудобно и для актеров, и для зрителей?

– Мне довелось побывать на таком спектакле в одном из правобережных ДК. Зал заполнили жители соседних домов. И было ясно – для многих это первый поход в театр за несколько десятков лет.
– Действительно, благодаря нашей кочевой жизни многие красноярцы из отдаленных районов смогли познакомиться со спектаклями театра. Однако ровно по этой же причине мы потеряли – надеюсь, на время – часть наших постоянных зрителей. Тех, кто ходил в «Пушку» не только из-за спектаклей, но и ради акустики, театральных буфетов, вечера, который можно посвятить искусству. Я говорю о мелочах, но именно из них и состоит атмосфера театра. Во дворцах культуры, где нам пришлось играть, этого очень не хватало.

– За эти три года коллектив ни разу не показал своего недовольства. Разве это возможно?
– Не было ничего, хотя бы отдаленно похожего на бунт на корабле. Хотя с актерами не проводилось каких-то специальных бесед, их не уговаривали «потерпеть и поднажать». При этом за три года никто не ушел (я не беру в расчет естественную ротацию, которая неизбежна в любом коллективе). Феноменальная ситуация и большое наше достижение! Думаю, это произошло потому, что мы постоянно выпускали новые спектакли: «Вий», «Варвары», «Жанна» и другие. А ведь именно это объединяет тех, кто живет театром, – интересная работа, вера в лучшее. Но дело еще и в том, что у нас очень сознательные и неглупые люди. За эти три года бесконечных переездов с одной площадки на другую все они очень устали. И, конечно, ждут окончания ремонта. Театр для нас – дом, и мы мечтаем в него вернуться.

Олег Рыбкин поставил более пятидесяти спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Ставрополя, Екатеринбурга и других городов. Среди них были и те, что критики называли скандальными, новаторскими или экспериментальными. Режиссер не боится шокировать публику. Но для первой постановки заново открывающегося театра выбрал «Двенадцатую ночь», которая ставилась на театральных подмостках, наверное, всех стран мира превеликое множество раз.

– Вы, простите эту расхожую цитату, замахнулись на Вильяма нашего Шекспира. Уверены, что красноярцы пойдут на классическую пьесу, которая известна по экранизациям?
– Думающий зритель не побоится, что Шекспир его не впечатлит. Что касается выбора спектакля, «Двенадцатая ночь» – это зрелище в чистом виде, где сюжет практически не имеет значения. Это невероятно плотный сгусток всего, за чем люди и ходят в театр. Постановка продемонстрирует новые возможности нашей Большой сцены – самые современные свет, звук, механизмы. Благодаря этим новшествам мы сможем не только выпускать спектакли, очень сложные с технической точки зрения, но и принимать у себя ведущие коллективы из Москвы и Петербурга. Раньше это было невозможно. У столичных театров, таких как Театр наций, Театр-мастерская Петра Фоменко, «Гоголь-центр», серьезные технические требования к площадке. Планируется, что уже в январе нового года театр Пушкина вновь начнет работать в нормальном режиме. С этого момента мы будем готовы принять любой коллектив, даже европейский.

– Театр Пушкина – один из старейших в Сибири. Его ремонт потребовал огромного количества средств и отнял немало времени. «Перезапуск» по разным причинам откладывался, и не раз.
– Нельзя сказать, что за эти годы театр разобрали по кирпичику и собрали заново. Однако объем работ более чем внушительный. Дело в том, что сам проект реконструкции, если так можно выразиться, сложносочиненный. Стояла непростая задача совместить реставрацию старинного здания с установкой современного европейского оборудования. Во многом именно это стало причиной длительного ремонта, на который пришлось потратить огромные деньги. Однако в результате мы получили один из самых оснащенных театров за пределами Садового кольца.

– И в чем заключается эта оснащенность?
– Театр воссоздают таким, каким он был после реставрации полувековой давности. Все элементы интерьера – лепнина, люстры, полы, двери – отреставрированы и восстановлены. Красноярских театралов ждет сияющий паркет, новые удобные кресла и просторный гардероб – то, из чего и складывается атмосфера, о которой мы говорили. Очень важный момент: будут учтены потребности маломобильных групп населения. На первом этаже появится санузел для инвалидов и помещение, где они смогут переодеться. Это уже не мелочи, ведь в таких деталях проявляется уважение к своим зрителям. А безопасность тех, кто находится в здании, обеспечит новейшая система пожаротушения и видеонаблюдения. Театр будет весьма современным по своей технологической «начинке». Новая звуковая и осветительная аппаратура, подъемно-опускные площадки и другое современное сценическое оборудование – все это позволит трансформировать сцену, исходя из различных творческих задач.

Открытие театра после ремонта откладывалось не раз. Изначально планировалось, что он откроется осенью 2014 года. Однако в сентябре стало известно: планы сместились на зиму. Сейчас открытие намечено на конец января.