К свету через «Покровские ворота»
Уже 16 и 17 марта красноярские зрители увидят премьеру спектакля по знаменитой пьесе Леонида Зорина «Покровские ворота». Культура24 побывала на репетиции постановки, подсмотрела за кулисы и поговорила с режиссером Олегом Рыбкиным и исполнителем главной роли Станиславом Линецким о том, почему в ближайшее время стоит сходить в драматический театр имени Пушкина.
«Покровские ворота» прославили драматурга Леонида Зорина после выхода на экраны в 1982 году одноименного фильма, снятого Михаилом Казаковым. История о жизни советской интеллигенции в московской коммуналке, «шведской» семье, безумной любви и жизнерадостности известна, пожалуй, каждому, чья молодость пришлась на 80-е годы прошлого века. И вот, спустя несколько десятков лет красноярский зритель может увидеть эту необычную комедийную историю, но уже на театральной сцене –в новом прочтении и с новым мироощущением.
Приглушенный свет, актеры разыгрывают очередную сцену, звучит музыка. Все, как на обычном спектакле, только вот в зале кроме режиссера никого нет. Это одна из последних репетиций перед премьерой спектакля. Режиссер Олег Рыбкин вдумчиво следит за игрой актеров, не упуская ни одной детали. На сцене – минималистичные декорации – пять дверей, ведущих в невидимые комнаты, кусок стены с телефоном и привязанным к нему карандашом, сундук и часть внешнего фасада с огромным плакатом «С нами в поход!». Разыгрывают сцену регистрации брака Маргариты Павловны и Саввы Игнатьевича в ЗАГСе. Молодая актриса сбивается, забывая текст, смеется и импровизирует. Это как видеть черновик книги или набросок картины – суть ясна, но без мелких неточностей пока не обходится.
Падает занавес, первый акт закончен. Актерам дают 15 минут, чтобы отдохнуть. Самое время, чтобы спросить у главного режиссера театра Пушкина Олега Рыбкина и исполнителя роли Костика – артиста Станислава Линецкого, о новом спектакле и личном отношении к рассказанной в нем истории.
Олег Рыбкин: Это спектакль о любви. Дело в том, что сама история связана и с тем временем, и чувством свободы, и чувством освобождения. Время написания пьесы и время действия в ней – 50-е годы, послевоенный период, время после XX съезда КПСС, когда люди жили новыми надеждами, ощущениями, смыслами и обостренными чувствами. Поэтому случившиеся события в пьесе, насколько я знаю, автобиографичны для автора. И как мне кажется, эти события будут интересны сегодняшнему зрителю не только как факт из истории нашей страны, но и как история чувств, которых, может быть, нам сегодня не хватает.
Станислав Линецкий: Все же, я считаю, история не совсем о любви или, по крайней мере, не только о ней. Это сентиментальная история о том времени и тех людях, а любовь – она же всегда была и всегда будет. Возможно, пьеса отчасти и о любви, но отчасти и о доброте.
Вам не кажется, что любовь Маргариты Павловны к своему бывшему мужу Хоботову – это какая-то больная любовь?
Олег Рыбкин: Да, скорее всего это такая собственническая любовь, поэтому здесь еще показана история некоего освобождения. Непонятно, куда такая любовь может зайти, куда освобождение приведет главных героев, но я думаю, каждый зритель сам сделает предположения о дальнейшей судьбе персонажей.
Место и время действия в постановке то же, что и в пьесе, – 50-ые годы советской Москвы?
Олег Рыбкин: Да, мы особо не настаиваем на этом, но есть в пьесе реалии, которые нельзя обойти. Есть коммунальные квартиры, есть история расселения Москвы и совместной жизни в этих коммуналках, где люди становились чуть ли не родными друг другу, а потом эти связи разрывались. Все это, мне кажется, в спектакле достаточно внятно показано. Безусловно, отсылки ко времени в костюмах и в некоторых элементах оформления очевидны.
Культуры советского общежития, когда мы живем все вместе, по сути, уже нет, сейчас люди более разрозненные. Несмотря на это, история «Покровских ворот» все еще актуальна?
Олег Рыбкин: Думаю, что актуальна, потому что мы все в определенные периоды жизни вынуждены делить пространство друг с другом, даже с родителями, это тоже так называемое общежитие.
Станислав Линецкий: Лично мне герой Кости очень близок. Он все-таки молодой человек, который живет молодой насыщенной жизнью, не желает никому зла, все его цели и побуждения, в принципе, бескорыстны, даже благородны и добры. Вообще доброта и добро – сквозной мотив всего спектакля, потому что здесь нет стопроцентно злого человека. Все скандалы и конфликты основаны не на злости и агрессии, а на доброте и заботе, может быть, гипертрофированных, но так или иначе все делается из благих побуждений.
Невозможно избежать сравнения с известным фильмом. Брали вы что-либо от него? Не боитесь ли подобных сравнений?
Олег Рыбкин: Нет, нисколько. Основным материалом послужила пьеса, а не фильм. Картина – это одна история, кому-то она нравится, кому-то, кстати, нет. Безусловно, я уважаю фильм, но мы делали свою самостоятельную историю. Укрупняли определенные темы, которые в фильме из-за некоторого флера времени и ностальгического настроения, нельзя было показать, а они важные и очень драматичные.
Станислав Линецкий: Честно, я смотрел фильм несколько раз. Конечно, что-то брал от Олега Меньшикова, например, манеру разговора героя, его шуточную «добрость», делал какие-то наблюдения, вносил что-то свое. Абсолютным плагиатом, конечно, не занимался. Уверен, что-то оригинальное обязательно получится.
Есть ли в спектакле какие-то сюрпризы, находки, которые удивят зрителя? Почему красноярцам стоит увидеть спектакль «Покровские ворота»?
Олег Рыбкин: Все есть!
Станислав Линецкий: Для более взрослого поколения – это возможность повспоминать, поностальгировать, а для молодого — поучиться и осознать, что найти выход можно из любой ситуации, причем не через агрессию, насилие и какие-то радикальные вещи, а через добро и другие действия, которые так или иначе выводят к свету.
Фото и текст: Маргарита Безуглова