Селькупы

Селькупы (солькуп, шелькуп — «таежный человек», чумылькуп, суссекум, шошкум) — коренной народ севера Российской Федерации. Устаревшее название — остяко-самоеды. Этноним «селькуп» начал употребляться с 1930-х гг. Основная часть проживает по рекам Пур и Таз в Ямало-Ненецкомавтономном округе, по Оби и ее притокам в Томской области. Самый восточный ареал расселения — на реке Турухан Красноярского края.

Селькупы (солькуп, шелькуп — «таежный человек», чумылькуп, суссекум, шошкум) — коренной народ севера Российской Федерации. Устаревшее название — остяко-самоеды. Этноним «селькуп» начал употребляться с 1930-х гг. Основная часть проживает по рекам Пур и Таз в Ямало-Ненецкомавтономном округе, по Оби и ее притокам в Томской области. Самый восточный ареал расселения — на реке Турухан Красноярского края.


Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской семьи. К настоящему времени выделяют три диалекта: тымский, кетский и тазовский. Письменность с 1930-х гг. — на основе латинской, затем русской графики.

Исторически в составе селькупов различают две территориально изолированные группы — северную и южную. Южные (нарымские) селькупы являются прямыми потомками самодийских племен Среднего Приобья. Этническое их развитие шло первоначально в рамках кулайской (до V в. н. э.), а затем рёлкинской культуры (VI—VIII вв.).

Северная группа селькупов образовалась в результате миграции в XVII в. части самодийцев со средней Оби на север в бассейн реки Таз и левого притока Енисея — реки Турухан.

Окончательное формирование северных селькупов завершилось лишь в XIX в. с включением элементов кетской, эвенкийской и хантыйской культур. Южные селькупы, в свою очередь, подверглись сильному влиянию пришлого русского населения, восприняв многие его культурные черты и особенности.

Существенные различия между северными и южными селькупами дают основания считать их различными субэтносами. Красноярские селькупы представляют собой восточную часть северной группы.

Верующие селькупы — православные, частично придерживаются традиционных культов.


Несмотря на христианизацию еще в XVII—XVIII вв. у селькупов (особенно северных) сохранялись анимистические представления об окружающем мире. Творцом и добрым началом являлся Ном, олицетворяющий небо. Властитель зла Кызы обитал под землей. Он насылал на людей болезни. Для борьбы с болезнями селькупы обращались к шаманам, духи которых вступали в борьбу со злыми духами. Умерших хоронили в земле, в долбленых стволах деревьев, в лодках. Сверху устанавливали деревянный сруб. Детей хоронили на ветках высоких деревьев. С покойным клали его имущество, предварительно подвергнув порче.

Основными направлениями хозяйственной деятельности селькупов являются охота и рыболовство. Главный объект пушной охоты в тайге — белка. Северные селькупы добывают песца. В тайге охотятся на лосей, в тундре и лесотундре — на дикого оленя. Также занимаются добычей водоплавающей птицы и боровой дичи. В Сибири своими качествами славился сложный клееный селькупский лук.

В тазовско-туруханском регионе расселения северных селькупов встречается оленеводство транспортного таежного типа (стада небольшие, маршруты перекочевок невелики). В южной группе селькупов под влиянием русских распространились скотоводство (лошади, коровы) и огородничество.

Рыболовство — второе по значению направление промыслов. Зимой промышляли щуку на озерах, летом чаще ловили рыбу на реках с помощью котцов, запоров, плетеных морд, острог и других орудий.

Традиционные средства передвижения: собачьи, оленьи (у северных селькупов) и ручные нарты, а также лыжи и лодки (долбленки и крытые илимки).

Жилье южных селькупов — это землянка или полуземлянка (карамо) с бревенчатым каркасом. Крыша покрывалась дерном и засыпалась землей. Северные селькупы-оленеводы использовали конический чум ненецкого типа, крытый оленьими шкурами. 

Летом покрытие было берестяным, к настоящему времени чаще используют брезент. Сегодня большинство селькупов, в т. ч. в Красноярском крае, проживают в современных типовых домах.

Зимней одеждой мужчинам и женщинам у северных селькупов служила парка — распашная шуба из оленьих шкур мехом наружу. Под парку мужчины надевали рубахи, сшитые из покупной ткани, штаны из ровдуги, а женщины — домотканые платья. Вплоть до начала XX в. летняя одежда шилась из рыбьей кожи и крапивной ткани.

Зимней обувью мужчинам и женщинам служили сапоги-пимы из камусов или сукна, с голяшками из камусов. Летом надевали кожаные туфли (чирки), сапоги (лунтаи). Головной убор шился в форме капора из пыжей (шкурки молодых телят), песцовых или беличьих лапок.

Северные селькупы-оленеводы сохраняют в качестве зимней одежды малицы, сокуи и бакари ненецкого образца.

В прошлом селькупы питались преимущественно рыбой. Ее сушили, варили, квасили в ямах с ягодами, заготавливали на зиму рыбий жир. Из сушеной рыбы изготавливали муку — порсу. Разнообразили пищевой ассортимент мясом боровой дичи, а у северной группы селькупов — изделиями из оленины. Из дикоросов употреблялись дикий лук, сарана, различные лесные ягоды.

В таежной зоне заготавливали кедровый орех. Для заварки чая использовали сушеную малину и листья смородины. Из ягод варили варенье без воды и сахара. С XIX в. в рацион вошли покупные продукты: мука, сахар, чай, крупы.

Селькупский фольклор представлен героическими песнями, историческими преданиями, сказками, загадками, поговорками. У современных селькупов, особенно в Томской области, многие фольклорные произведения исполняются на русском языке.

Из музыкальных инструментов бытовали варган — губная костяная (из оленьего рога) пластинка с вибрирующим язычком и лебедь — семиструнная арфа. Оба эти инструмента распространены в южной части ареала расселения селькупов. У северных был известен только шаманский бубен.

Искусство селькупов представлено орнаментами на берестяной посуде, костяных деталях оленьей упряжи, деталях одежды.

Особенностью селькупов является очень слабое владение родным языком (16,5%), хотя в поселок Фарково поступает литература на селькупском языке, а в школе применяется этнокомпонент (язык как предмет, национальная история и традиции).

Этнокультурная ситуация у южных селькупов еще хуже — в настоящее время они почти полностью утратили свою культуру и родной язык.

Среди представителей селькупской интеллигенции отметим писательниц (обе из Томской обл.) Таисию Пыршину, автора нескольких сборников рассказов, и Валентину Кудрявцеву, опубликовавшую более 20 книжек для детей.


Источники:

1. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».
2. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.