Нганасаны

Нганасаны (ня, тавгийцы) — потомки древнейшего населения Таймыра, охотников на дикого оленя эпохи неолита, живут в центральной части полуострова Таймыр.


Нганасаны подразделяются на западных — авамских — с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка Дудинского городского поселения и восточных — вадеевских — с центром в поселке Новая Хатангского сельского поселения. Различаются они фамильным и родовым составом, диалектными особенностями языка.

Этноним «нганасаны» введен в 1930-е гг., образован от «нганаса» — человек, мужчина. В дореволюционной литературе известны как тавгийские, авамские, вадеевские самоеды (по названию их наиболее многочисленных групп) или просто самоядь. Говорят на нганасанском языке самодийской группы уральской семьи; выделяют авамский и вадеевский говоры.

Нганасаны — потомки древнейшего населения Таймыра, охотников на дикого оленя эпохи неолита. Говорили на неизвестном языке. В Средние века подвергались тунгусскому, а затем самодийскому влиянию. Как этнос нганасаны сложились к XVII—XVIII вв. из нескольких племенных групп — пясидской самояди, кураков, тидирисов, тавгов и др. К приходу русских они уже говорили на самодийском языке.

В современном родоплеменном составе нганасан наряду с палеоазиатским (юкагирский) компонентом, который в значительной степени и определил этническую специфику их культуры и языка, присутствуют тунгусские (эвенкийские) черты.

До середины XX в. нганасаны вели кочевой образ жизни. Основное традиционное занятие — охота на дикого северного оленя, песцов, зайцев и птиц (куропаток, гусей, уток). Осенью животных добывали поколками у сезонных переправ. Зимой оленей загоняли в сети или в загороди. Практиковалась индивидуальная охота с оленем-манщиком, с собакой, с маскировочным щитом и т. д. Была хорошо развита обработка оленьих шкур.


Оленеводство носило сугубо транспортный характер. Существовали различные типы нарт: легкие для весны, теплые женские, грузовые (несколько видов). С переходом к 1960-м гг. к оседлости и с увеличением популяции дикого оленя домашнее оленеводство к 1990-м гг. практически исчезло.

К настоящему времени большинство нганасан перешли к нетрадиционным занятиям в стационарных поселках. Для малой части сохраняется промысловое значение охоты (дикий олень, пушнина) и рыболовства.


Cтойбища нгагасан организованы так же, как и у других тундровых оленеводов. Они состояли из трех-четырех конических чумов (от 3 до 9 м в поперечнике). В зимнее время использовали голомо — пирамидальное жилище, стены и крыша которого изготавливались из плах и досок, а сверху обкладывались дерном. С 1930-х гг. в качестве жилья начали применять заимствованный у долган балок — прямоугольный возок на полозьях, покрытый оленьими шкурами или брезентом. Отапливается балок железной печкой.

С середины XX в. все больше нганасан стало селиться в поселках и жить в домах, построенных по типовым проектам. Чумы сохранились лишь в нескольких семьях.

Одежда нганасан изготовлялась из оленьих шкур и украшалась аппликацией из меха разного цвета. Мужская одежда состояла из глухой малицы (лу) белого цвета. В мороз поверх нее надевали сокуй (хиэ) с капюшоном. Женская одежда — распашная парка (лифарие) и ровдужный комбинезон (фоние) с нашитыми на груди металлическими бляхами. Вместо капюшона надевали белую шапку-капор (сьму) с опушкой из черного собачьего меха. Одежду украшали аппликацией и геометрическими орнаментами. По ним определялся социальный статус носителя.

Камусная обувь нганасан отличалась тем, что не имела выема в подъеме. Мужчины носили пояса, к которым привязывали голенища обуви, нож в ножнах, огниво, футляр для трубки, кисет. Весной для защиты глаз от слепящего света носили очки с затемненными стеклами. И женщины, и мужчины заплетали волосы, смазанные оленьим жиром, в две косы. В них вплетали металлические подвески. В настоящее время национальную одежду предпочитают носить около четверти нганасан. 

Основу национальной кухни составляли блюда из оленины, рыбы, водоплавающей птицы. Наиболее распространены вяленое мясо и рыба, которые заготавливались впрок. Довольно рано заимствовали от русских чай, табак, а также муку, из которой изготовляли лепешки. Лепешки из муки с икрой считались лакомством. Сегодня национальные блюда по-прежнему составляют основу питания нганасан, хотя и привозные продукты распространились довольно широко.

До недавнего времени нганасаны хорошо знали свою родовую структуру. Сегодня о своей принадлежности к тому или иному нганасанскому роду знает только часть пожилых людей.

До середины XX в. нганасаны строго соблюдали эндогамию, заключая браки преимущественно в своей среде. Исключение составляли только браки с энцами — близким по языку и культуре народом. В сегодняшние дни резко возросло число браков с иными национальностями, чаще всего с долганами и русскими.

Браки у нганасан заключались по желанию молодых. При получении согласия родителей невесты, прежде всего ее матери, договаривались о размере калыма, выплата которого (оленями, шкурами) считалась обязательной. 

Свадебный пир устраивался сначала в стойбище невесты, потом — жениха. При свадебной церемонии применяли особую нарядную упряжь. Впоследствии ее используют только один раз — на похоронах хозяина.

У нганасан встречалось несколько разновидностей похоронного обряда. Покойного заворачивали в шкуры, укладывали на землю, зимой — закапывали в снег. Над ним сооружали маленький чум. Встречались захоронения в естественной яме. Иногда хоронили в срубе, поставленном на землю.

Нганасаны заранее готовили особую погребальную одежду, использовать при жизни ее можно было во время больших праздников. На похоронах забивали оленя, принадлежавшего умершему, и тушу оставляли на могиле. После похорон перешагивали через три костра (обряд очищения). Чум умершего переносили на новое место. Место захоронения больше не посещалось.

Среди верующих нганасан встречаются как православные христиане, так и приверженцы традиционного культа. Состояние религии вплоть до современности можно оценить как синкретическое. Наряду с такими персонажами, как Земля, Солнце, Огонь, Вода и др., появляется лёсанго — русский бог, Миколка-бог (Святой Николай), иконы ассоциируются с изображениями своих духов-покровителей.

После крещения нганасаны не отказывались от традиционной мировоззренческой системы (анимизм, промысловый культ, шаманизм). Костюм самого известного нганасанского шамана последних лет Тубяку в качестве личного дара был передан в 1982 г. Таймырскому краеведческому музею.

С традиционными верованиями были связаны и древние национальные праздники. После окончания полярной ночи под руководством шамана проводился праздник чистого чума (малуся) или прохождения через каменные ворота (фала-футу). Во время летнего солнцестояния праздновали Аныодялы (Большой день), с играми и состязаниями. И сегодня этот праздник ежегодно отмечают в поселке Волочанка.

Фольклор нганасан разнообразен. Это прежде всего музыкально-повествовательные эпические сказания о подвигах богатырей, исполнение которых растягивалось на несколько вечеров. Распространены также сказки, короткие рассказы (вести), мифы, загадки, частушки, заклинания. Разнообразно песенное творчество. Нганасаны могли импровизировать, сочинять песни на ходу. Из музыкальных инструментов — бубны якутского типа с колотушкой, поющий лук, гудки, жужжалки из птичьих перьев.

Декоративное искусство представлено резьбой по мамонтовой кости, инкрустацией и штамповкой по металлу, окраской кожи и узорным шитьем оленьим волосом.

В 1980-е гг. была создана нганасанская письменность, и родной язык начали преподавать в начальных школах. На Таймыре пользуются популярностью нганасанские фольклорные группы «Хенсу» (пос. Волочанка) и «Нгамтусо»(пос. Усть-Авам). В последние годы активно издается национальная литература — «Нганасанская фольклорная хрестоматия» (на нганасанском языке с переводом), «Происхождение нганасанского народа» и др.


Самым известным представителем нганасанского народа является художник-график, народный мастер России Мотюмяку Турдагин (1932–2002). Его работы экспонировались во многих городах России и за рубежом. В 2002 г. в Дудинке был создан мемориальный музей, в фондах которого находится более ста художественных работ и личных вещей художника.


Источники

1. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».
2. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.