Коренные народы. Долганы

Долга́ны (долган, тыа-кихи, тыалар, саха) — тюркоязычный коренной народ, проживающий на севере Красноярского края и Республики Саха (Якутия). 

Долга́ны (самоназвание — долган, тыа-кихи, тыалар, саха) — тюркоязычный коренной народ, проживающий на севере Красноярского края и Республики Саха (Якутия). Свое название долганы получили по имени одного из эвенкийских родов долган, которое и стало этнонимом для всего народа. 


Традиционное кочевое жилище долган. Фото narodru.ru
Первый известный подлинный документ, в котором упоминается родовое название долган,  датирован 1818 годом. Он представляет собой квитанцию о получении ясака капралом Федотом Мелковым с «Есейской волости долганского роду с некрещеного тунгуса с Ока».Долганы являются одним из наиболее молодых народов Севера. 

Долганы сформировались как этнос в XVII — XIX вв. (в некоторых источниках говорится о XVIII-XIX вв.), путем смешения и слияния групп других народов — эвенков (тунгусов), якутов, энцев (самодийцев) и русских (так называемых затундренных крестьян), а также усвоения отдельных элементов культуры соседей — эвенов и нганасан. Окончательное оформление долган в качестве самостоятельного этноса произошло в начале XX в.

С первой половины XVII в., по рр. Пясине, Дудып-те, Боганиде, Хете, Хатанге селились русские «промышленные» люди (занимающиеся промыслом), положившие начало старожильческому русскому населению, известному в дальнейшем под названием затундренных крестьян. В конце XVII в. в бассейне р. Хатанги и на р. Хете появляются первые якуты-переселенцы, которые позднее образовали здесь Нижне-Затундринскую якутскую волость. Эвенкийские роды (тунгусы), ставшие впоследствии ядром долган, в XVII — XVIII вв. контактировали с якутами-переселенцами, приняв их язык. В течение XVIII в. группы долган переселились на северо-запад, на рр. Попигай и Хатангу, Донгот и Эджен — в район Норильских озер, Карын-туо — в бассейн Боганиды.


Долганин в лодке на реке, 1920—1930-е гг. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея


Долганы говорят на долганском диалекте якутского языка, который в свою очередь имеет речевые различия в зависимости от проживания его носителей. Условно выделяются три группы долган: западные, восточные и попигайско-анабарские. Долганская письменность на основе русского алфавита была официально принята в конце 1970-х гг.

К традиционным занятиям долган относятся оленеводство, охота на дикого северного оленя и пушного зверя (песца, горностая, лисицу), рыболовство. Маршруты сезонных кочевий долганских оленеводческих хозяйств были значительно короче, чем у ненцев, энцев и других народов Таймыра. Летом стада выходили в тундру на север, а зиму проводили на юге — в лесотундре. Оленеводство долган носит черты, заимствованные у соседних народов.


Юный оленевод. Автор: Маньяфов. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея


Долганскому оленеводству присущи черты, свойственные оленеводству самодийских народов — нганасан, ненцев, у которых и была заимствована эта отрасль хозяйства. Но долганскому оленеводству присущи и эвенкийские черты — использование оленей для верховой езды и под вьюк, доение важенок (самки северного оленя).


Оленевод. Фото vk.com

Традиционное кочевое жилище долган — конический чум тунгусского типа (как у эвенков), летом — укрытый покрышками из ровдуги (грубо выделанная оленья или лосиная замша), а зимой — оленьими шкурами. 

В старину устанавливали голомо и балаганы якутского типа (каркасные жилища из наклонных столбов, плах, досок, обложенные дерном), без окон и нар. С приходом русских начали жить в балках (нартяных чумах), домиках на полозьях.


Балки долган, 1926 г. Автор П.Т. Тюрин. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея


Балок — прямоугольный каркас, снаружи обтянутый оленьими шкурами, а изнутри — ситцем. Его устанавливают на больших санях, перевозят упряжкой из пяти — семи оленей. Окна в нем застеклены, есть железная печь, нары, стол, иногда стулья. 

Русское влияние испытывали все народы русского Севера - верующие долганы были православными. Этому способствовало и то, что часть долганов являлась русскими по происхождению. У долган также сохранялись старые анимистические верования, в частности шаманство, промысловый культ.


Захоронения долган. Фото yakutskhistory.net


В отличие от других народов Таймыра, долганы хоронят умерших в земле, но на могилу сваливают дерево (на западе) или ставят деревянный сруб (на востоке), украшенный резьбой. На всех могилах устанавливают кресты, однако возле них оставляют принадлежавшую умершему одежду, разрубленные пополам нарты, у оленеводов — ставят шест с головой оленя.



Долганы в зимней одежде. Первая треть ХХ в. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея


Долганы летом и зимой носили суконные кафтаны (сонтап), зимой — песцовые и заячьи шубы. Характерная особенность мужской и женской одежды долганов — несколько удлиненный сзади подол. Оленьи распашные (с разрезом спереди) парки с нагрудниками похожи на эвенские, но полы у них сходятся. Верхнюю одежду шили из покупных тканей, украшая ее бисером, цветным сукном, цветными кантиками, меховой мозаикой.


Долганские модницы. Фото Якутия


Долганы шили домашнюю одежду из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины – платья, юбки, кофты.

Основа пищи долган — оленина в сыром, вареном или мороженом виде. Под влиянием русских в пищу долганов вошел хлеб.

Долганское искусство представлено фольклором, в котором прослеживается якутское и русское влияние. Былины исполняются в виде песен, близких якутским олонхо. Из музыкальных инструментов встречается варган якутского типа. Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец — хейро). В долганских поселках отмечают такие национальные праздники, как Хейро, День оленевода, День рыбака.

У долган развито прикладное искусство: изготовление украшений из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером. Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости (украшение пластин оленьей упряжки, рукояток ножей и т. п.).

Одним из основоположников развития профессионального искусства Таймыра является долганский график и художник Б.Н. Молчанов (1938—1993).


Молчанов Б.Н. "Отцовские думы". Линогравюра,1979 г.


Борис Николаевич Молчанов заложил основы развития профессионального искусства Таймыра. Член Союза художников СССР, участник многочисленных международных и всероссийских выставок.


Зачинателем долганской литературы на родном языке по праву считается поэтесса Огдо Аксёнова (1936—1995) — автор более десятка поэтических сборников. Она была одним из соавторов долганского алфавита, различных лингвистических словарей (от школьных до академических).

С буквы Д начинается имя долган.
Дорожу каждым звуком, что тундрой мне дан.
Я ловлю их, как ловит оленя аркан.
Я люблю их, как музыку любит барган.
Счастье - дьол по-долгански - звучит с давних пор.
Слово "дружба" звучит по-долгански "догор".
Дуся - имя мое. Так о чем разговор,
Если я вобрала в себя тундры простор!