Коренные народы. Самодийцы

Народы самодийской группы урало-юкагирской языковой семьи — ненцы, энцы, нганасаны и селькупы
Большинство представителей самодийской группы урало-юкагирской языковой семьи (нганасаны, энцы, ненцы) проживают на Таймыре, и лишь один самодийский народ — селькупы — расселён на территориях к юго-западу от Таймырского полуострова. Кстати, именно самодийцы, помимо языка, принесли с собой на Север навыки домашнего оленеводства и, смешавшись с местным аборигенным населением, заложили основу современной этнической карты региона.

Нганасаны, пожалуй, самый самобытный народ нашего края. Проживают они в северной и центральной части Таймыра. В дореволюционной литературе нганасаны были известны как самоядь (самоеды тавгийские, авамские, вадеевские). Своё современное название они получили в годы социалистического строительства, а сами себя они называют «ня».
Нганасаны являются потомками древнейшего населения Таймыра — неолитических охотников на дикого оленя, подвергшихся с середины I тысячелетия н.э. тунгусскому влиянию, а через пятьсот лет — самодийскому.
Нганасаны сформировались как этнос только к XVII — XVIII векам из нескольких племенных групп — пясидской самояди, кураков, тидирисов, тавгов и других. В наше время нганасаны делятся на две группы: западную (авамских нганасан), с центрами в посёлках Усть-Авам и Волочанка Дудинского муниципального образования, и восточную (вадеевских нганасан), с центром в посёлке Новая Хатангского муниципального образования. Основу хозяйства нганасан издревле составляли охота на дикого оленя и водоплавающую дичь, домашнее оленеводство и рыболовство.

Близким к нганасанам народом считаются энцы, проживающие в посёлках Воронцово и Потапово Усть-Енисейского района. Название «энцы» было предложено в 1930-х годах, принято же только в 1980-х. В прошлом энцев (самоназвание этноса — «эннэчэ»), как и нганасан, называли самоедами, но только карасинскими и хантайскими.
Сложение энецкого этноса произошло в результате слияния в низовьях Енисея двух групп населения: местного аборигенного (прауральского) и самодийского, пришедшего с юга (Присаянье, Южная Сибирь, Среднее Притомье). В состав Русского государства предки энцев были включены в начале XVII века. Именно на территории их расселения была возведена знаменитая Мангазея.

В XVII-XVIII веках в численности и расселении энцев происходят большие перемены: продвижение соседей с запада (ненцы) и юга (селькупы, кеты и эвенки), три войны с ненцами (последняя уже в середине XIX века), эпидемии оспы и голод существенно сократили численность энецкого народа и оттеснили его на правобережье Енисея и Енисейского залива — ниже Дудинки, в район села Потапово. Интересно, что несмотря на малое количество (чуть более 200 человек), энцы до сих пор делятся на две субэтнические группы: лесных (карасинских, «пэ-бай») и тундровых (хантайских, «маду» или «сомату»), диалекты которых разительно отличаются друг от друга.

К самодийским народам относится и наиболее крупный из коренных малочисленных народов Севера — Ненцы. Ненцы входят в три национальных административно-территориальных образования. В нашем крае это Таймырский (Долгано-Ненецкий) муниципальный район. Здесь их проживает 3,6 тыс. чел. (от общего количества в 44,6 тыс. чел.).
Считается, что предки ненцев в конце I тысячелетия до н.э. под натиском кочевников, гуннов и тюрок, иммигрировали на север из лесостепных областей Прииртышья и Притоболья и здесь ассимилировали местное аборигенное население. В дальнейшем часть ненцев ушла на запад до Белого моря, другая — в противоположную сторону, до Енисея. По другой точке зрения, самодийская прародина ненцев находится вовсе не на юге, а в северных лесах и тундрах Приуралья и Зауралья, откуда предки ненцев, уже освоившие оленеводство, на рубеже I — II тысячелетия н.э. стали уходить на север и восток.

На данный момент ненцы, как и энцы, разделяются на тундровых и лесных. Выделяется и особая енисейская группа ненцев, сложившаяся при взаимодействии с энцами последней волны переселенцев на Таймыр с Ямала уже в XIX веке.

Современное название «ненцы» — также наследие советского прошлого. До революции их называли юраками и самоедами, сами же себя ненцы называют «ненэй», «ненэц», «не», «хасова». Традиционное занятие ненцев — оленеводство, а охота и рыболовство имели только вспомогательный характер.

Формирование селькупов (название «селькуп» употребляется с 1930-х годов), происходило за пределами современной территории края. Селькупы южной (нарымской) группы, в дальнейшем сильно обрусевшие, являются прямыми потомками самодийских племён Среднего Приобья.
Северная группа образовалась вследствие миграции в XVII веке части самодийцев со средней Оби на север, в бассейн рек Таз и Турухан. Окончательное формирование северных селькупов завершилось лишь в XIX веке с включением элементов кетской, эвенкийской и хантыйской культур.
Восточную часть именно этой северной группы и представляют собой красноярские селькупы, обитающие на севере Туруханского района. Саминазвание народа — солькуп, шелькуп; устаревшее название — остяко-самоеды. Традиционными занятиями селькупов являются охота и рыболовство.

Родственной самодийцам группой является финно-угорская, вместе с которой они образуют уральскую языковую семью. Она состоит из таких народов, как ханты, манси и саамы.