Якуты

Якуты (саха) — народ в Российской Федерации, коренное население Якутии. Различают четыре этнотерриториальные группы: амгинсколенские, вилюйские, олекминские и северные якуты. Последние населяют тундровую зону бассейна рек Анабар, Оленек, Колыма, Яна, Индигирка, а на западе — до границы с Красноярским краем. 

Якуты (саха) — народ в Российской Федерации, коренное население Якутии. Различают четыре этнотерриториальные группы: амгинсколенские, вилюйские, олекминские и северные якуты. Последние населяют тундровую зону бассейна рек Анабар, Оленек, Колыма, Яна, Индигирка, а на западе — до границы с Красноярским краем. 

Говорят на якутском языке тюркской группы алтайской языковой семьи, имеющем группы говоров: центральную, вилюйскую, северо-западнуюи таймырскую. Письменность с середины XIX в. Этногенез якутов происходил в ходе миграции в степную часть средней Лены тюрко-монгольских племен скотоводов из Прибайкалья (хунну, кыпчаки, уйгуры, хакасы, курыкане, монголы, буряты) и ассимиляции ими коренного, в основном тунгусского, населения. Окончательно этнос сформировался к XVII в. Но и в последующем происходила аккультурация — восприятие традиций сопредельных народов. Так, северные якуты по культуре близки к юкагирам и эвенкам, у олекминских якутов сильно влияние русской культуры. В 1922 г. была создана Якутская АССР, с 1990 г. — Республика Саха (Якутия).

Верующие якуты — православные, сохранились и традиционные культы (шаманизм).

Православие распространилось у якутов в XVIII—XIX вв. Однако христианский культ сочетался с верой в добрых и злых духов, духов умерших шаманов,духов-хозяев и т. д. Сохранились элементы тотемизма: род имелживотного-покровителя, которого запрещалось убивать, называть по имении т. п. До христианства практиковался воздушный способ захоронения. Потом стали хоронить в земле, но с оружием, предметами быта, продуктами питания.

Шаманами у якутов могли быть и мужчины, и женщины. Они разделялись на белых и черных. Первые служили небожителям, управляли праздником Ысыах. Вторые вели борьбу со злыми духами. Каждый шаман имел своегодуха-покровителя, его изображение пришивалось к одежде. Шаманские бубны якутов были овальными, с широким ободом (как у эвенков). Помимо шаманов у якутов были распространены знахари, каждый из которых специализировался на одной из болезней.

До XIX в. у якутов сохранялось многоженство, причем жены часто жили раздельно, и каждая вела свое хозяйство. Калым за невесту состоял обычно из скота, часть его предназначалась для свадебного пира. За невестой давали приданое, по ценности составлявшее около половины калыма, — в основном предметы одежды и утвари. Свадьба сопровождалась играми и плясками молодежи.

Существовали обычаи кровной мести (обычно заменявшейся выкупом), воинских посвящений мальчиков, коллективной рыбной ловли (на севере — ловли гусей), гостеприимства, обмена подарками (бэлэх).

Главное торжество якутов — весенне-летний кумысный праздник Ысыах, который сопровождался возлияниями кумыса из больших деревянных кубков (чорон), играми, спортивными состязаниями и т. д.

В якутском фольклоре был развит богатырский эпос (олонхо), исполнявшийся речитативом особыми сказителями (олонхосут) при большом стечении народа. Были популярны и другие жанры: исторические предания, сказки (особенно о животных), пословицы, песни, своеобразные скороговорки.

Традиционные музыкальные инструменты — варган (хомус), трехструнная смычковая лютня, духовые флейты, различные ударные. Из танцев распространены хороводный осуохай, различные игровые танцы и др.

В 1850-х гг. якуты получили письменность на основе русской графики. Со второй половины XIX в. на якутском языке стали издаваться церковные книги, записи фольклора, с начала XX в. — газеты и журналы.

По хозяйственно-бытовому укладу якуты делятся на скотоводов (большинство) и оленеводов, охотников и рыбаков (северные). Основные традиционные занятия населения степной зоны Центральной Якутии — коневодство (в русских документах XVII в. якуты назывались конными людьми) и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за коровами — женщины. Местный скот отличался выносливостью, но был малопродуктивен. На севере разводили оленей. Повсеместно развито рыболовство. На нем специализировались безлошадные бедняки и так называемые пешие якуты. Рыбу ловили в основном летом — неводами из конского волоса, сетями, мордами, вершами, били острогой.


Охота особенно распространена на севере, являясь здесь основным источником пропитания (северный олень, лось, заяц, птица). Пушная охота была известна и до прихода русских.

Существовало собирательство — сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшейся на зиму в сушеном виде, кореньев (сарана), зелени (дикий лук, хрен, щавель), в меньшей степени ягод (малину не употребляли, считали нечистой). Земледелие (ячмень) стало распространяться с приходом русских, но только в южных и центральных районах Якутии.

Среди традиционных ремесел у якутов — кузнечный промысел, имевший товарное значение, плавка и чеканка серебра, меди, с XIX в. — резьба по мамонтовой кости. Была развита обработка дерева, бересты, меха, кожи. Из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, — коврики, из заячьего меха — одеяла, из конского волоса — различные плетения и вышивки. Художественной резьбой покрывались деревянные кубки для кумыса (чороны) и коновязи для лошадей. Сохранилось производство лепной керамики, что выделяет якутов среди других народов Сибири.

Передвигались в основном верхом, грузы перевозили вьюком. Были известны лыжи, сани, на севере — нарты, берестяные лодки, как у эвенков.

Предпочтение отдавалось молочной пище: из кобыльего молока готовили кумыс, из коровьего — простоквашу (суорат, сора), сливки, масло. Масло пили растопленным или с кумысом. Суорат заготавливали на зиму в замороженном виде с добавлением ягод, кореньев и др. Из него с добавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони готовилась похлебка — бутугас.

Рыбная пища играла главную роль для бедняков. Рыбу ели сырой (свежевыловленную) и жареной; ее замораживали, заквашивали на зиму в ямах. Мясо употреблялось нечасто, преимущественно в вареном и жареном виде. Особенно ценилась конина, на севере — оленина. В XIX в. входит в употребление ячменная мука: из нее делали пресные лепешки, оладьи,похлебку-саламаат.

Якутские поселения делились по сезонно-хозяйственному признаку на зимние и летние. Зимники состояли из одной-трех юрт и располагались вблизи сенокосных угодий и водоемов. Летники ставились у пастбищ и насчитывали до десятка юрт.

Зимнее жилище (балаган) было прямоугольной формы, имело невысокие наклонные стены из тонких бревен, обмазанных глиной с навозом, и низкую двускатную крышу из коры и дерна. С XVIII в. распространяются многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей, которые внешне напоминают чум диаметром пять и высотой десять метров. Хозяйственные постройки включали хлевы (хотоны) для содержания скота, амбары,подвалы-ледники, загоны для лошадей.


Непременным атрибутом якутской усадьбы были коновязные столбы (cэргэ). Северные якуты-оленеводы использовали чум самодийского типа и домик на полозьях (балок).

Национальная одежда якутов — однобортный кафтан (сон), зимой — меховой, летом — из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых — из ткани. Костюм дополняли короткие кожаные штаны, кожаные ноговицы и меховые носки. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником. Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых — с серебряными и медными бляшками.

Высоко ценился и передавался по наследству якутский женский свадебный костюм: шуба из дорогих тканей, шапка из благородного меха с султаном из птичьих перьев, все богато декорировано серебряными бляшками, бисером и бахромой. Женскую одежду дополняли пояс, нагрудные и шейные украшения, браслеты, кольца и накосники из серебра, реже — золота.

Традиционная обувь — зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу, летние сапоги из замши с голенищем, покрытым сукном, у женщин — с аппликацией.