Готовимся к КРЯКК-2017: связь науки и искусства на примере балерины
До Красноярской ярмарки книжной культуры остается всего неделя – масштабное событие стартует в столице региона уже в четверг, 2 ноября. Среди многочисленных экспозиций ярмарки развернет свою площадку и краевое министерство культуры – организаторы готовят массу интересного! Полная программа работы, как самой ярмарки, так и площадки минкульта сейчас оттачивается и станет известна позднее, а пока предлагаем вам несколько занимательных фактов из жизни танцоров и балерин, а главное – узнать, что связывает танцы как искусство и науку.
Вес взрослой балерины не должен превышать 50 килограмм. Её рост, при этом, не имеет значения. Майя Плисецкая, например, в преклонном возрасте весила 52 килограмма при росте в 167 сантиметров. Вес – одна из главных проблем балерин, поэтому совет легендарной Плисецкой – «не жрать, чтобы иметь балетную фигуру» - всегда актуален.
Тело танцора во время прыжка развивает скорость до 4,5 м/с примерно за 0,25 секунд. Если разделить 4,5 м на 0,25 с, то мы получим ускорение, равное 18 м/с (2 g). Например, лифт, начиная движение, имеет перегрузку от 1,3 до 1,6 g. Мощность прыжка балетного танцора – около 5 лошадиных сил. Горизонтальная скорость составляет примерно 8 м/с, а вертикальная – 4,6 м/с.
Максимальное количество фуэте в истории балета – 32. Первой рекордсменкой стала итальянская прима-балерина Пьерина Леньяни. Это случилось 5 декабря 1893 года во время премьеры балета «Золушка» на сцене Императорского Мариинского театра в Петербурге.
Во время фуэте, кстати, действуют два физических закона: сохранения момента импульса и вращательного импульса. Момент импульса – это вектор, направленный перпендикулярно (в случае с танцорами – вертикально вверх) и пропорционально скорости углового вращения. Приём, который используется при совершении фуэте: танцовщица поднимает руки в третью позицию, благодаря чему начинает вращаться быстрее. Это осуществляется из-за того же закона.
Главный помощник балерины при вращении – закон сохранения углового момента. Исполнительница вытягивается подобно струне и отставляет ногу или руку перпендикулярно выполняемому движению. Создается впечатление, будто она каждый раз отталкивается от невидимой стены. На самом деле в этот момент действует правило: чтобы повысить скорость вращения, нужно снизить массу или приблизить ее к оси вращения – это и делает балерина, прижимая руку или ногу к телу.
Один час энергичного танца может сжечь от 500 до 700 калорий. Трёхчасовой балетный спектакль эквивалентен тридцатикилометровой пробежке или двум футбольным матчам по 90 минут каждый. Выносливости танцоров можно только позавидовать.
Самой затратной постановкой считается премьера балета Мариуса Петипа «Волшебное зеркало» в 1903 году. Во время выступления огромное зеркало, на поверхности которого переливалась ртуть, треснуло прямо на сцене и опасное вещество вылилось прямо на пол, вызвав немалый испуг у артистов и смех у зрителей.
Танцовщики поднимают в среднем одну тонну танцовщиц во время балетной постановки. Для сравнения – столько же весит взрослый медведь или отечественный автомобиль ВАЗ-2102. Неудивительно, что у танцовщиков сильные руки с развитой мускулатурой. При всей видимой лёгкости – их работа не для слабых.
У танцоров лучше развито периферийное зрение, чем у обычных людей. Даже если балерины не поворачивают головы, они могут ясно видеть то, что находится у них по сторонам. Существуют три вида периферийного зрения: далеко-периферийное, средне-периферийное и ближне-периферийное – каждое из них танцоры задействуют во время номера.
Что говорят сами артисты:
«При ежедневных репетициях у меня уходит две пары пуантов в месяц. На каждый спектакль я всегда готовлю новую пару, а также еще одну запасную. А сколько коробок пластыря уходит, и сосчитать трудно – без него не обходится почти ни одна репетиция».
Анастасия Белоногова, солистка Красноярского государственного театра оперы и балета.