Готовимся к КРЯКК-2017: связь науки и искусства на примере певца
До Красноярской ярмарки книжной культуры остаются считанные дни – масштабное событие стартует в столице региона уже этот в четверг. Среди многочисленных экспозиций ярмарки развернет свою площадку и краевое министерство культуры – организаторы готовят массу интересного! Чтобы скрасить время ожидания до начала ярмарки, предлагаем вам узнать, что общего у науки и такой профессии, как певец.
Оперный певец способен голосом разбить стакан. Говорят, этой способностью обладал великий Фёдор Шаляпин. Звуковые волны или пение могут разбить любое стекло, не говоря уже про какой-то там бокал. Вместо голоса используется звуковой динамик и тоновый генератор. Необходимо найти тот тон, который заставляет бокал становиться пластичным и вибрировать.
Громкость оперного певца на «форте» сравнима с громкостью реактивного самолёта. Однако главным свойством оперного вокала является не громкость, а «помехоустойчивость», обусловленная наличием в голосе высокой певческой форманты в районе 3000 Гц. Она позволяет слышать певца на фоне оркестра, даже если он поёт «пиано» (тихо).
Пение, особенно хоровое, обладает заметным оздоровительным эффектом. Мелодичные, распевные народные или духовные песни благотворно влияют на нервную и дыхательную системы, гармонизируют внутренние биоритмы организма, увеличивают психическую энергию. Известный композитор Дмитрий Кабалевский ратовал за обязательные уроки пения в школах, которые позволяют ученикам снять напряжение и усталость от школьных занятий. Медики проводили исследования среди детей, занимающихся хоровым пением, и установили, что ребята, поющие в хоре, меньше болеют простудными заболеваниями и лучше переносят учебные нагрузки в школе.
Оперные певицы сопрано чаще всего невелики ростом и отличаются хрупким телосложением. По той же статистике альтовые исполнительницы чаще высокорослые и корпулентные (дородные, тучные, упитанные - прим. Культура24), а меццо-сопрано занимают среднее положение.
Фальцет оперных певцов называют ложным звуком. Он получается путём колебания только лишь краёв связок, при этом гортань находится гораздо выше её обычного певческого положения. Анатомически фальцет рождается звукоизвлечением, когда голосовые складки переходят в режим, в котором колеблются лишь крайние, ближайшие к щели слои ткани слизистой.
Энергия голоса может записать пластинку. Энергия голоса способна приводить в колебание не только воздух и чуткую барабанную перепонку, но и более твёрдые предметы. Благодаря этому свойству оказалось возможным записать голос на пластинку – так, например, записывался тот же Фёдор Шаляпин.
У певцов сила голоса возрастает от 30 до 110 и даже до 130 децибел на расстоянии метра от поющего. Величина силы голоса в 130 децибел на расстоянии метра от певца, с учетом поглощения звуковой энергии в глотке и полости рта, соответствует силе в 170 децибел, развиваемой на уровне гортани. Подобные величины не могут быть достигнуты ни одним музыкальным инструментом с вибрирующими частями.
Что говорят сами артисты: