«Культура военного Красноярья»: краевые театры во время войны

Во время Великой Отечественной войны музей, театры и библиотеки Красноярска продолжали свою работу, давая горожанам надежду на лучшее. Мы расскажем о том, как выживала культура Красноярья в тяжелые годы войны.

Тяжелые будни войны кардинально изменили жизнь советского народа. Быт, труд, досуг – все стало иным. Однако работники культуры Красноярского края сделали все возможное и невозможное для того, чтобы люди смогли отвлечься от ужасающих новостей с фронта и хотя бы ненадолго забыть о страхе и смерти. Несмотря на то, что здания библиотек, музеев, клубов, театров были переданы госпиталям и эвакуированным организациям, учреждения культуры продолжали свою работу.

Театры

Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина


В мирные предвоенные месяцы 1941 года театральная жизнь Красноярска была яркой и разнообразной. Местные клубы и театры готовили лекции и постановки к столетию со дня смерти М. Ю. Лермонтова. На летние гастроли в Красноярск приехали Иркутский театр драмы, Львовский государственный театрализованный джаз, который 22 июня 1941 года давал одно из своих последних представлений, а в театре Пушкина шли два музыкальных спектакля – «Голубая мазурка» на музыку Легара и «Сильва» Кальмана.

С началом войны театр не прекратил свою работу – в газетах все еще можно было найти наряду с сообщениями о вторжении фашистов анонсы спектаклей. 24 июня артисты театра им. А.С. Пушкина давали премьеру – музыкальную комедию в трех действиях «Цыганская любовь».

Многие известные актеры театра, среди которых В. Кульзбеков, Н. Чекмарев, Н. Прозоров и другие, вместе с другими мужчинами ушли на фронт.

Днепропетровский оперный театр и Одесский театр оперы и балета были эвакуированы в Красноярск. Они давали спектакли и концерты на заводах, в госпиталях и на сцене городского театра. Вырученные средства артисты передавали на нужды фронта – в фонд обороны страны. В начале 1942 года в Красноярске выступал эвакуированный Московский государственный театр кукол под руководством Сергея Образцова. Проездом были агитбригада Н. Черкасова, И. Дунаевского, джаз-оркестр Э. Рознера и другие известные в стране артисты.

В конце декабря 1942 года Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина устроил для жителей большой Новогодний бал.

«В ночь под Новый год в помещении театра им. А. С. Пушкина в 11 часов 45 минут откроется новогодний бал, – писал «Красноярский рабочий» 26 декабря 1942 года. – Весь сбор поступит в Фонд обороны».
Вечером 31 декабря в театре шел спектакль «Запорожец за Дунаем». На балу играли два оркестра, были танцы. Билет мог купить любой желающий, вход на праздник стоил 25 рублей.

За 4 года войны на театральной сцене можно было увидеть не только патриотические спектакли на военную тему, но и классические постановки – «Парень из нашего города», «На врага! За Родину!» Симонова, «Бал-маскарад» Верди, «Коварство и любовь» Шиллера, «Синий платочек» Катаева, «Евгений Онегин» Чайковского, «Перикола» Оффенбаха, «Враги», «Зыковы» Горького, «Дядя Ваня» Чехова, «Укрощение строптивой» Шекспира и другие.

В сезоне 1943–1944 годов был очень популярен спектакль по пьесе участника обороны Сталинграда Ю. Чепурина «Сталинградцы». В 1943 году в театре состоялась премьера спектакля «Фронт» по пьесе А. Корнейчука. 

В 1945 году А. Волгин создал театральную студию, в которой учился актерскому мастерству И. Смоктуновский. 

Спектакли театра им.А.С. Пушкина о героических подвигах Красной Армии и борьбе советского народа с фашистскими захватчиками вдохновляли красноармейцев на новые подвиги и были очень популярны среди публики.

Красноярский театр кукол

В годы Великой Отечественной войны театр кукол вместе с другими театральными коллективами находился на невидимой линии фронта. С помощью острой сатиры высмеивались глупость и трусость немецких солдат. Актеры вдохновляли народ на самоотверженный труд в тылу и на полях сражений.

Основное место в репертуаре довоенных лет театра кукол занимала русская народная сказка. Постепенно афиша стала пополняться спектаклями на героико-патриотическую тему. С 1941 по 1945 год было поставлено шестнадцать спектаклей.

В 1942 году у театра не было постоянной базы. Репетировать приходилось на квартирах. Театр практически не ставил спектакли в помещении. Чтобы поднять боевой дух солдат и рабочих, артисты приезжали в госпитали, на призывные пункты, заводы, в школы.

22 февраля 1942 года состоялась премьера спектакля «Неумирающий Антон» о бесстрашном и находчивом партизане.Основная тема постановки – борьба советского народа с немецко-фашистскими захватчиками. Театр показывал постановку более 1000 раз. Много лет спустя, в восьмидесятые годы, находились люди, которые помнили легендарного «Антона».

Норильский заполярный театр драмы


6 ноября 1941 года в здании столовой для заключенных открылся Норильский драматический театр. Первым спектаклем стала комедия «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони в постановке режиссера Демиховского. В коллективе театра тогда было 13 человек. Своего здания, костюмерной, реквизита не было.

Труппа состояла из артистов расформированного Ачинского театра, а также из тех, кто не был мобилизован в армию. Директором предложили стать Г. Бороденко.

«Война меня застала на Урале, в Ирбите. Работал в областном передвижном театре, а после его расформирования в 1941 году переехал в Красноярск. В отделе искусств мне предложили создать театр на условиях антрепризы. В качестве антрепренера нашелся некто Делюков. Сформировали труппу, 25 сентября 1941 года погрузились на пароход «Спартак». Делюков опоздал, а у него билеты, деньги... Капитан парохода связался по рации с отделом искусств, там ответили: «Пусть едут». И мы поехали. Артисты – народ нищий, «общий котел» скоро опустел, стало грустно. Я обратил внимание, что группа норильчан после обеда по-крупному играет в преферанс... Собрал артистов, наскребли кое-какие деньги, и я сел за стол. Мои партнеры играли средне, с деньгами не слишком осторожничали, к тому же поддавали все время. А я ни-ни... Вот так мы и прокормились семь дней до Дудинки. А оттуда – в Норильск», – из воспоминаний Г. Бороденко.
В репертуаре театра была как русская классика (Гоголь, Островский), так и зарубежная (Мольер, Шиллер, Бальзак), а также пьесы советских драматургов (Симонов, Шкваркин, Найденов, Катаев  и др.). Театр даже ездил на гастроли – в Дудинку и на остров Диксон.

1945-й новый год Норильский Заполярный театр драмы встречал первым за военное время балом-маскарадом. На афише были слова, полные надежды на долгожданную победу: «Карнавал масок, джаз-оркестр, елка, лотерея счастья и моментальная фотография... танцы до 6 часов утра...». 

Минусинский драматический театр 

Театральная труппа Минусинского драматического театра заметно поредела в дни войны.
«Казалось, до театра ли было, когда враг наступал на Москву? Но никто не думал о том, чтобы закрывать театр. Наоборот. Ему, тыловому Минусинскому драматическому театру, придавалось особое значение. Сюда, в Сибирь, эвакуировались заводы, здесь создавались тыловые госпитали для выздоравливающих. Здесь, за Уралом, была в годы войны основная житница страны. Людям, работавшим в тылу, театр был необходим. И театр работал в полную силу… Труппа много ездила по району с концертами и спектаклями. Обслуживали госпитали озер Шира и Тагарское, работали без выходных», – писал Л.Лифшиц в книге «Театр в Красноярске».


Театр был центром культурной жизни города. В то время как минусинцы уходили на фронт, театр помогал жить и работать. Здание театра не отапливалось. Репетиции были мучительны. Зимой вечерами зрители сидели в зале в теплых полушубках и валенках. Артисты продолжали играть в легких костюмах, несмотря на мороз. Однако никто не жаловался. Спектакли давали каждый вечер.

В годы войны Минусинский драматический театр выступал в госпиталях, сборы отправляли в Фонд обороны. В репертуаре труппы – маленькие пьесы и концерты. За день приходилось давать по четыре-пять представлений.

Зимой 1944 года коллектив театра был вынужден перебазироваться в город Канск (вышла из строя отопительная система здания театра). Там же труппа встретила День Победы с двумя спектаклями и концертами.

Канский драматический театр


Канский театр, как и другие, не закрывался в годы Великой Отечественной войны. Некоторые актёры и работники театра ушли на фронт, но в Канск был эвакуирован Грозненский драматический театр, который до 1943 года находился в Красноярском крае.

Очевидцы вспоминают, что 22 июня 1941 года в воскресенье был тёплый солнечный день. Многие горожане проводили выходной за городом, в сосновом бору за Каном, на Солёном озере. Готовились на выезд и актёры театра. В клубе дома отдыха, должен был состояться полюбившийся горожанам спектакль В. Томаса «Тётушка Чарлея». В это самое время по радио объявили о начале войны.

По воспоминаниям актера И. Маслова, спектакль в летнем театре был отменён, а коллектив театра собрался в зале зимнего театра. Собрание было коротким – объявили о приостановке работы.

В июле театра в Канске был закрыт, так же как и театры в Абакане и в Ачинске. Причина была одна – сокращение финансирования. Оставшиеся артисты и работники театра были направлены на предприятия города.

Мужской состав труппы театра в первые недели и месяцы войны, кто по повесткам, кто добровольно, ушёл на фронт. Проводили режиссёра В. Норина, актёров В. Новопавловского, И. Маслова, П. Тарасова, А. Петрова (двое последних с войны не вернулись). 

28 октября 1942 года на площадях канского драмтеатра разместили эвакуированный Грозненский театр русской драмы Чечено-Ингушской АССР. Уставшие от тяжёлой дороги артисты Грозненского театра вместе с оставшимися в городе актерами сумели открыть театральный сезон. Редко выступали на сцене, но постоянно ездили в госпитали, на заводы и фабрики.

Артисты давали спектакли, несмотря на голод, разруху, мороз, всеобщий страх и боязнь смерти. Героико-патриотические постановки поднимали дух солдат и рабочих и давали надежду на светлое будущее. Так, театры Красноярского края не только выжили в эти страшные годы, но и оставили яркий след на страницах истории Великой Отечественной войны.

Читайте также