В Красноярске состоялось юбилейное «Академическое собрание», посвященное загадке русского театра
23 мая в Краевой филармонии состоялось десятое «Академическое собрание». Это знаковый для культуры Красноярья проект, уникальность которого состоит в сочетании научно-публицистических докладов и их художественного оформления – музыкального, танцевального, театрального.
Проект берет свои истоки в 2009 году – тогда «Академическое собрание» было посвящено 200-летию со дня рождения гения русской литературы Николая Гоголя. И затем в течение 10 лет на эксперты, артисты и зрители размышляли над судьбоносными событиями культуры и истории, вспоминали выдающихся мыслителей и творцов города, края и России. Чехов и Даль, Чайковский и Левитан, Отечественная война 1812 года, экспедиции в Сибирь Беринга, Паласса и Нансена, мировой кинематограф и великие сказочники – все эти культурные и исторические феномены в разные годы становились темами «Академического собрания».
Десятое «Собрание» погрузило слушателей в историю и загадку «звездного часа» русского театра. Эта тема выбрана не случайно, поскольку 2017-й является годом юбилеев мировых драматургов и театральных деятелей – Мольера, Сумарокова, Бомарше, Алексея Толстого, Дягилева, Стравинского, а также юбилеев великих пьес – «Турандот» Гоцци, «Школа злословия» Шеридана, «Горе от ума» Грибоедова, «Дядя Ваня» Чехова.
На сцене Краевой филармонии выступили создатели «Академического собрания» – доктор философских наук Ольга Карлова, журналист и вице-спикер Законодательного Собрания края Алексей Клешко, доктор искусствоведения Людмила Гаврилова. Каждую часть доклада иллюстрировали артисты театра Пушкина и Музыкального театра, учащиеся детской оперной студии Театра оперы и балета, ансамбль песни «КрасА» и маэстро Андрей Бардин. История русского театра буквально оживала перед зрителями.
Слушателей «Академического собрания» буквально провели от истоков – народной обрядовой культуры, к современному постдраматическому театру. Самобытный русский театр формировался непросто. Пройдя долгий период заимствований, русский театр в конце 19 – начале 20 века фактически «расцвел» и стал центром нового слова о мире. Благодаря антрепренеру Сергею Дягилеву о русском искусстве (в частности балете) узнали за границей. Именно тогда мир познакомился с именами Шаляпина, Стравинского, Чайковского, Глинки. В русском театре произошел настоящий взрыв – в нем раскрылась игровая стихия, несвойственная европейской серьезности. Театр стал сознательно становиться зрелищем. На подмостки вышла личность – режиссер. Имена Станиславского, Немирович-Данченко, Вахтангова, Захарова, Любимова сейчас знакомы всему культурному миру. Современный российский театр – это разные формы, школы и труппы. Он активно экспериментирует, превращаясь в настоящую акцию. Текст перестает быть сердцем театра, на первое место выходят невербальные средства, перформанс. Границы между залом и сценой размываются, возникают электронные образы. Но бояться элементов постдраматического театра не стоит - утверждают лекторы. Все это естественно и закономерно.
После подведения итогов увлекательного повествования о развитии русского театра первый заместитель Губернатора Красноярского края Сергей Пономаренко отметил, что 2017-й – год юбилея не только проекта, но и его автора Ольги Карловой. От имени Губернатора Виктора Толоконского гость вручил Ольге Анатольевне знак отличия Красноярского края «За трудовые заслуги».