29 марта 2024

Сергей Емельянов: «В Александринке на наших театральных коллег со всей России мы всегда смотрим по-партнёрски»

В Красноярске побывал директор Александринского театра и лидер проекта «Национальная театральная школа». С участниками школы он провёл открытый диалог и рассказал о своём опыте работы в главном театре страны и вдохновил каждого на свершения. Расспросили Сергея Емельянова о современном театре, о кадровой боли, о коллегах-партнёрах и личном вкладе в Александринку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

О том, как составляется география проекта 

Мы исходим из заявки регионов. В начале прошлого года мы спросили «А кто хочет?», такой open call. Получили в том числе письмо о том, что хочет Красноярск и еще порядка 50 с лишним заявок со всей страны. Но всё мы удовлетворить не можем. Во-первых, у нас ограниченное количество денег. Хотя мы получили поддержку Президентского фонда культурных инициатив. А во-вторых, нас ограниченное количество, нам еще дома работать надо. Вот поэтому, приоритизировав все наши планы, мы составили такую карту.


Как бы это очень жёстко не звучало, но это миф, что всех ждут в Москве и в Петербурге. Мы иногда сталкиваемся с такими талантливыми ребятами, которых не можем сиюминутно принять к себе, потому что у всех учреждений загруженность на 100% с точки зрения кадровой расстановки. У меня самая большая боль за артистические кадры, которых сейчас готовят все подряд, любой педагогический вуз. Недавно мне рассказали, что в каком-то уголке России артистов обучают даже в техническом вузе. 

Но это же штучные специалисты, которых не нужно готовить десятками тысяч в каждом непонятном институте. Для драматических артистов должны быть специализированные образовательные учреждения, которые на это заточены, будь то ГИТИС, Российский государственный институт сценических искусств, Щепка, Щука и так далее. И больше никто иной. Иначе у нас случается такое перенасыщение этого «рынка», что невозможно растить трупы до каких-то нереальных объемов. Просто не востребованы будут люди. Надо стараться быть востребованным на месте. Последние годы говорят о том, что появляется много быстроразвивающихся регионов в стране, в которых становится всё больше необходимости привлекать таких специалистов. И я не только о театре. Это же всегда процесс общий. Только театр не будет выстреливать – выстреливает всё в целом. Как развивается Красноярск, посмотрите как развивается Нижний Новгород, какие интересные вещи сейчас появляются в кинематографии или цифровых IT в Якутске, как развивается Калининград, Мурманск. То есть появляются точки на карте, которые становятся интересны, в том числе для местных театров. 



О том, что нравится больше – классика или современные технологичные постановки 

Бывает по-разному. Ведь дело не в самих технологиях, а в том, чтобы зацепило как-то. Мне, например, не интересно ходить на спектакли, которые ничего после себя во мне не оставят. Всё равно хочется подумать, поразмыслить, что хотели сказать, что показали, а что не показали. Мысль, которую авторы туда заложили, еще для себя её как-то развить дальше и так далее. То есть это такой творческий процесс, который должен какое-то зерно всё равно в тебе заронить. 



Не понимаю у некоторых людей манеру, если сам не любишь, начинать еще кому-то рассказывать, что не любишь. Ну не люби. Если постановка не нравится – не ходи. А те, кому нравится, будут ходить. Не надо никому ничего советовать. Если это востребовано у зрителя, неважно у какого зрителя, значит это должно быть. Если не востребовано, значит не должно быть, значит не получилось. Вот и всё, это единственный такой термометр. Подобное и у нас бывает в театре. Что-то сделали режиссеры, что не понравилось ни одной категории зрителей, ни другой, ни третьей, никакой. Ну, значит, это не удалось. А есть то, что востребовано только у молодежи, или только у старшего поколения. И все относятся к этому с уважением. Почему-то молодежь не высказывает по отношению к консервативным постановкам своего навязывающего мнения. Они так между собой обсуждают, просто вслух не говорят. Пока зрители ходят, значит, это имеет право существовать. Значит, это нужно. Значит, это находит отклик. Это нормально.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /


Успел здесь пройтись по «Пушка+». Красивое пространство. Нам рассказали, что 99% загрузка театра и это хорошо, что такой театральный бум приводит к появлению новых совершенно пространств. Это же в свою очередь приведёт к тому, что будут появляться новые формы театральной жизни. Посмотрели мы здесь крышу, там будут какие-то совершенно неожиданные форматы появляться, которые консервативное сообщество будет ругать. Но самое главное, чтобы это было интересно, и чтобы это вообще было. Потому что есть очень-очень много городов, к сожалению, где все исключительно консервативно. И тогда начинается другой вой в обществе «А почему уезжают молодежь? А почему все уезжают в Москву и в Санкт-Петербург?». Так потому что это консервативное сообщество задушило до такой степени, что все общественные институты, в том числе культура, перестали давать ту почву, которая необходима в том числе молодёжи, для того, чтобы ощущать себя в прогрессивном месте прогрессивным человеком. Вот и все.



Нужно больше интересоваться разным. Не быть успокоенным в этом смысле. И смотреть не только на то, что у себя, а еще и на то, что вокруг происходит. В общем, пытливый ум – твой главный союзник.

Фото: Андрей Болотов/Культура24

Читайте также